Тесты камер и программного обеспечения, статьи, экспертная оценка

Регистрация | Помощь

25 сентября 2014 г.
14367 (33)
8

Sony a7 – магия полного кадра

Константин Биржаков, Никита Биржаков

Сегодня у нас на тестировании старшая из трёх новых моделей беззеркалок Sony – полнокадровая беззеркальная камера со сменными объективами Sony a7. Недавно мы подробно рассмотрели камеру для начинающих Sony a5000, после чего изучили со всех сторон камеру для продвинутых фотолюбителей Sony a6000, теперь настало время для теста флагмана серии – более профессиональной модели a7.

Sony a7 оснащена полнокадровой CMOS-матрицей разрешением 24,3 Мп и размером 35,8 х 23,9 мм, процессором обработки изображений BIONZ X, быстрым гибридным (контрастным и фазовым) автофокусом, позволяет снимать с чувствительностью 50–25600 ISO. В камере корпус из магниевого сплава, электронный OLED-видоискатель со 100 %-ным покрытием кадра, 0,71-кратным увеличением и разрешением 2,359 миллионов пикселей, строить кадр также удобно и с помощью 3-дюймового поворотного дисплея разрешением 1,23 миллиона точек. Встроенный беспроводной модуль Wi-Fi и адаптер NFC позволяют передавать полученные фотографии на мобильные устройства. Средняя цена на Sony a7 в комплекте с объективом Sony FE 28–70 мм F3.5–5.6 OSS по данным Яндекс Маркет на сентябрь 2014 года составляет 69000 рублей.

Для опытных фотолюбителей понятия «полный кадр», «фуллфрейм» прекрасно знакомы, в то время как начинающим они непонятны и скорее всего сродни жаргона. Специально для новичков поясним – все дело в размере матрицы. Полнокадровая матрица имеет размер, равный размеру кадра 35-миллиметровой плёнки, а именно 36х24 мм. Во всех смартфонах, недорогих «мыльницах», беззеркалках, зеркалках начального уровня и во многих зеркалках среднего уровня размер матрицы меньше, и меньше на какой-то коэффициент (например у Sony a6000 он 1,5), это так называемый кроп-фактор, то есть насколько размер матрицы меньше размера кадра 36х24 мм. Это важный аспект, ведь разрешение матрицы 12 Мп в полнокадровой камере a7S – это вовсе не то же самое, что разрешение матрицы 12 Мп в дорогом смартфоне: в телефонах и «мыльницах» матрица маленькая, размер пикселя крошечный, плотность пикселей высокая, шумы неизбежны.

Второй момент – на полнокадровой камере любой объектив будет иметь то самое фокусное расстояние, которое на нём написано; другими словами, полтинник 50 мм будет иметь фокусное расстояние 50 мм, телевик 70-200 мм – 70-200 мм и так далее. На всех же «кропнутых» зеркалках надо умножить фокусное расстояние объектива на кроп-фактор конкретной камеры (допустим, 1,5), таким образом широкоугольник 17 мм превращается в 26 мм, портретник 50 мм – в 85 мм, а телевик 300 мм – в супертелевик 450 мм. Выпускаются объективы, специально рассчитанные на «кропнутые» камеры, однако парадокс – на них будут написаны те же самые 24-70 мм, хотя для этой камеры это никакие не 24-70, а 36-105 мм. Эти объективы на полнокадровую камеру не подойдут (будут искажения по краям кадра или камера задействует только часть матрицы). Выбирая и покупая объектив, надо внимательно смотреть за многими параметрами, в том числе и за совместимостью моделей.

Итак, с размером матрицы и кроп-фактором разобрались, пришло время перейти к тестированию нашей полнокадровой беззеркальной камеры со сменными объективами Sony a7.

Видео презентация Sony a7 – наша передача Фото Огонь!

В видеофильме кратко рассмотрена эргономика камеры Sony a7, приведены примеры съёмки видео, а также продемонстрированы основные приёмы работы с Wi-Fi. Видеофильм снят самими авторами и является дополнением к данной статье.

Предлагаем также подписаться на наш канал «Фото Огонь!» на YouTube, чтобы всегда быть в курсе всех обновлений.

Сравнение основных характеристик трёх моделей a7, a7R и a7S

Sony выпустила сразу три модели семёрки, они внешне выглядят практически одинаково, и визуально отличаются лишь маленькой буковкой около цифры 7 на корпусе. Однако по функционалу и стоимости это совершенно три разные камеры, причем настолько разные, что можно было бы смело назвать их, скажем, a7, a8 и a9 – так, кстати, путаницы стабо бы меньше.

Судите сами – просто семёрка (a7) имеет быстрый гибридный (контрастный и фазовый) автофокус, в то время как две другие оснащены только контрастным. Камера с буквой R (a7R) лишена низкочастотного фильтра перед матрицей, и эта матрица у неё имеет высоченное разрешение 36,4 Мп. Третья из сестёр, с буковкой S (a7S), имеет разрешение «всего» 12,2 мегапикселей, зато каких – она может снимать с чувствительностью ISO 409600 (да-да, именно четыреста девять тысяч шестьсот), позволяет снимать видео в формате 4K (QFHD: 3840х2160 точек) со скоростью 30 к/с при использовании внешнего HDMI-рекордера, однако имеет экранчик с меньшим разрешением.

Ниже в таблице приведены основные характеристики трёх камер седьмой серии. Вообще говоря, создается ощущение, что вот-вот выйдет четвёртая модель, например Sony a7Z, которая соединит в себе все самые крутые фишки трёх сестёр, и которая украсит собой витрины магазинов, так как будет стоить как автомобиль среднего класса.

 

Sony Alpha 7
Sony Alpha 7R
Sony Alpha 7S
Разрешение матрицы 24,3 Мп 36,4 Мп 12,2 Мп
Тип / размер  сенсора Полнокадровый (35.8 х 23.9мм) Полнокадровый (35.9 х 24мм) Полнокадровый (35.8 х 23.9мм)
Фильтр низких частот Да Нет Да
Процессор изображений Bionz X Bionz X Bionz X
Система автофокуса Фазовая детекция + Детекция по контрасту (Комбинированная) Детекция по контрасту (сенсор) Детекция по контрасту (сенсор)
Точки автофокуса 117 + 25 25 25
Диапазон ISO Автоматический, 100-25600 (Расширяемый диапазон: 50-25600) 100-25600 (Расширяемый диапазон: 50-25600) 100-102400 (Расширяемый диапазон: 50-409600)
Выдержка мин/макс 30 сек 1/8000 сек 30 сек 1/8000 сек 30 сек 1/8000 сек
Максимальная скорость серийной съемки 5 кадров/сек 4 кадра/сек 5 кадров/сек
Съёмка видео 1920 х 1080 (60, 60i, 24p), 1440 x 1080 (30p), 640×480 (30p) 1920 х 1080 (60, 60i, 24p), 1440 x 1080 (30p), 640×480 (30p) 4096 х 2160 (30р), 1920 х 1080 (60p), 1280 х 720 (120р) Через HDMI: 4K QFHD: 3840 х 2160 со скоростью 30 к/с
Дисплей Поворачиваемый 3-дюймовый Xtra Fine LCD экран с разрешением 1230000 пикселей Поворачиваемый 3-дюймовый Xtra Fine LCD экран с разрешением 1230000 пикселей Поворачиваемый 3-дюймовый сенсорный LCD экран с разрешением 921600 пикселей
Видоискатель Электронный, охват 100% (автоматическое включение при обнаружении глаза) Электронный, охват 100% (автоматическое включение при обнаружении глаза) Электронный, охват 100%
Встроенная вспышка НЕТ НЕТ НЕТ
Горячий башмак ДА ДА ДА
Wi-Fi + NFC ДА ДА ДА
GPS НЕТ НЕТ НЕТ
Ресурс аккумулятора NP-FW50 340 снимков 340 снимков 360 снимков
Размеры 129 х 94 х 48 мм 129 х 94 х 48 мм 129 х 94 х 48 мм
Вес 474 г 465 г 489 г
Цена по данным ЯМ на сентябрь 2014 г. 69000 руб. (комплект с объективом FE 28-70/3.5-5.6 OSS) 90000 руб. (комплект с объективом FE 28-70/3.5-5.6 OSS) 100000 руб. (без объектива)

Помните историю про ослика, который стоял между двумя стогами сена и остался голодным, так как не смог выбрать, из какого стога ему отведать травы? В отличие от Буриданова осла нам повезло, так как выбор очевиден: всё дело в цене. Модель a7 (которая без буковок) наиболее доступна по цене, а по своим характеристикам более всего подходит для широкого круга требовательных фотолюбителей, поэтому мы выбрали для теста именно её. Более подробно характеристики Sony a7 можно прочитать в новостях. Итак, ознакомившись с модельным рядом, забудем на время про другие варианты и сосредоточим своё внимание именно на тестировании Sony a7 – этой во всех отношениях любопытной камеры.

Нам на тест камера пришла не с китовым объективом, а со светосильным зумом от известной компании Zeiss – Vario-Tessar T* FE 24–70 мм F4 ZA OSS (SEL2470Z). В продаже имеются как варианты только корпуса камеры, без объектива, так и комплекты с зум-объективом Sony FE 28–70 мм F3.5–5.6 OSS (SEL2870). Более подробно объективы рассмотрены ниже.

Методика тестирования

Все тестовые кадры сняты на Sony a7, версия прошивки 0.01, с объективом Zeiss Vario-Tessar T* FE 24-70mm F4 ZA OSS в формате RAW, карта памяти SDHC UHS-I Transcend SDHC 32Гб 300x Class 10, проявка в Adobe Lightroom 5.6. В ходе теста мы снимали также на Гелиос 44-2, о чём говорится по тексту, в случае необходимости съёмка велась в формате JPEG, этот факт также отражён в подписи к фото. Для вечерних портретов использовалась вспышка Canon Speedlite 580EX II. Все кадры приведены без художественной обработки, как были сняты на камеру, для портретов была проведена необходимая ретушь. Фотографии, где в кадре само устройство, сняты на Canon 5D Mark II.

Эргономика Sony a7

Что понравилось и порадовало

Плюс 1. Корпус. Камера мужская, хотя и девушки смогут держать её без проблем. Хват удобный, надёжный, уверенный. По размерам камера не маленькая, но и не большая, меньше зеркалок. Корпус как будто сделан из одного куска металла, а ведь так оно на самом деле и есть – корпус из магниевого сплава. В камере нет встроенной вспышки, что можно считать спорным моментом, однако в фотоаппаратах топ-уровня, как правило, встроенная вспышка отсутствует, есть только разъём «горячий башмак» для подключения внешних.

Плюс 2. Экран. Большой, яркий, контрастный экран. Пользоваться им одно удовольствие. Он никак не задевает за каблучок штатива, поворачивается легко, но при этом не болтается и самопроизвольно не отходит от корпуса камеры. Конструкция поворотного экрана продумана до мелочей, можно сказать, что у семёрки самый удобный экран из всех камер, которые нам довелось держать в руках. Экран не откидывается в сторону, однако на практике редко бывают ситуации, когда это действительно необходимо для съёмки кадра, скорее для баловства. Есть электронный уровень, он доступен только в таблице среди прочих параметров, уровень никак не вывести поверх изображения при построении кадра, что неудобства в принципе не вызывает. Экран не тачскрин, это спорный момент – на наш взгляд, тачскрин в этой камере не нужен.

Удобный экран. Снимок сделан на телефон

Плюс 3. Видоискатель. Большой, чёткий, резкий, наглядный видоискатель. Поработав с электронным видоискателем такого качества, снимать на традиционную зеркалку с обычным оптическим уже не так комфортно. Во-первых, в семёрке он чёткий – это OLED-экран с разрешением 2,359 миллиона пикселей. Во-вторых, он чувствительный – в условиях недостаточного освещения видоискатель работает как камера ночного видения. В-третьих, на него можно вывести служебную информацию, например гистограмму, а можно спрятать её, по необходимости. В-четвертых, подтверждение фокуса при ручной фокусировке – объекты в фокусе окрашиваются белым цветом, наводиться вручную с помощью видоискателя настолько удобно, что хочется снимать и снимать с ручным фокусом, в том числе и на мануальную оптику. В-пятых, сразу видно будущий кадр, и вообще видоискатель классный.

Видоискатель. Снимок также сделан на телефон

Плюс 4. Настраиваемые кнопки управления. Три кнопки C1, C2 и C3 в дополнение ко всем традиционным кнопкам позволяют полностью управлять всеми функциями камеры. В меню нужно заглядывать лишь изредка: один раз настроив камеру, там в принципе делать уже нечего, разве что приложения запускать да карту памяти форматировать.

Плюс 5. Кнопка переключения AF/MF. С задней стороны камеры, сразу под колесом, расположен маленький рычажок с кнопкой внутри, эта кнопка очень удобна для нажатия большим пальцем правой руки. Нажатие и удерживание кнопки нажатой позволяет мгновенно переключаться из режима автофокуса в ручной режим фокусировки. И наоборот, если в данный момент выбран ручной фокус, переходить в режим автофокусировки. Если приноровиться работать с данной функцией, это оказывается настолько удобно, что становится не понятно, как дальше снимать на камеры, в которых такой кнопочки нет.

Плюс 6. Крышечки отсеков для разъёмов интерфейсов. Отсеки интерфейсов расположены на левом боку камеры, они легко открываются, достаточно подцепить дверцу ногтем, а закрываются с еле заметным щелчком, все это сделано весьма надёжно и удобно. Верхний отсек скрывает микрофонный вход и выход на наушники, в нижнем спрятаны разъёмы micro HDMI и micro USB, с помощью которого камера и заряжается. Для карты памяти и аккумулятора служат два разных отсека: карта спрятана на правом боку, где поверхность прорезинена, аккумулятор – традиционно снизу. Можно было бы разместить карту в одном отсеке с аккумулятором, как это сделано в a6000, однако при использовании батарейной ручки VG-C1EM (ручку можно купить дополнительно примерно за 10000 руб.), достать карту из аккумуляторного отсека уже было бы невозможно, не снимать же ручку каждый раз, когда нужно переписать файлы на компьютер.

Плюс 7. Вход для микрофона и выход на наушники. Можно записывать ролики со звуком профессионального качества с помощью внешнего микрофона, при этом контролировать звук в наушниках. На экран выводится уровень записи звука. Красота!

Что не понравилось

Минус 1. Расположение кнопки спуска затвора. Пожалуй, из всех недочетов эргономики этот – самый значительный. Дело в том, что указательный палец правой руки сам ложится на удобную площадку, которая как будто специально создана для того, чтобы там находилась кнопка спуска затвора. Однако вместо кнопки спуска там находится колесо смены параметров, на которое как ни жми, толку будет ноль. Кнопка затвора расположена выше, на верхней грани камеры, и к управлению таким образом нужно привыкнуть.

Минус 2. Колесо компенсации экспозиции расположено не очень удобно. Однако случайным образом компенсация экспозиции не сбивалась ни разу, это надо признать, – чтобы повернуть колесо, надо приложить очень удобное, но уверенное усилие большим пальцем, с щелчком, тактильно это усилие ощущается хорошо. Не удобно само наличие данного колеса именно в этом месте, компенсацию экспозиции можно было бы менять, скажем, кнопками джойстика, или через меню, а на это место переместить колесо смены параметров из-под указательного пальца.

Минус 3. Звук затвора. Некоторые злые языки сравнивают звук затвора в a7 с отбойным молотком – разумеется, они неправы. Звук затвора громче :-) Такой мужской, уверенный ЩЩЁЛЛК – незаметно от окружающих не поснимаешь, все сразу обернуться. Вероятно, если снимать телевиком на длинном фокусе, да к тому же на длинных выдержках, на фото будет заметен эффект тряски камеры от спуска затвора, если её как следует не закрепить. Нам, как ни странно, сам по себе звук затвора понравился – он сильный, уверенный и ласкает слух. Минус спорный.

Минус 4. Нет таймера для съёмки HDR. Традиционно, так же как и в Sony a5000, и в Sony a6000, в семёрке нельзя снимать одновременно и с брекетингом экспозиции, и с таймером. Таймер сам по себе работает – 2 или 10 секунд на выбор, но камера сделает 1 снимок. Для режима брекетинга таймер недоступен, надо держать нажатой кнопку спуска, что может привести к сдвигу фотоаппарата между экспозициями, а то и к смазу одной из экспозиций.

Минус 5. Кнопки Menu и C2 нажимать неудобно. На работу камеры и собственно меню это не влияет никак, просто хотелось бы кнопку Menu иметь в более доступном для большого пальца правой руки месте справа от видоискателя. Отчасти то же можно сказать про кнопку C2 – она находится хоть и справа от видоискателя, но в углублении за экранчиком, и для нажатия надо тянуть и неудобно сгибать палец. А нажимать на неё приходится часто, так как по умолчанию эта кнопка отвечает за увеличенный просмотр отснятого фото. И ещё один спорный момент – смена ISO поворотом колеса, нам это показалось не совсем удобным, хотя к такому поведению колеса и способу выбора ISO можно привыкнуть.

Минус 6. Регулируемое пятно АФ. Если выбрать зону автофокуса “Регулируемое пятно АФ”, оперативно не передвинуть рамочку автофокуса, после того как она выбрана и сделано полунажатие кнопки спуска затвора. Чтобы рамку передвинуть в новое место, надо снова идти в меню, выбирать зону автофокуса, джойстиком передвигать рамку. Не попал – все заново, идём в меню и так далее. Само собой, данный минус на фотоснимках никак не отражается, только лишь на эргономике.

Минус 7. Слабый аккумулятор. На прогулке или в поездке семёркой хочется снимать, и не один-два кадра, а снимать много. Аккумулятора NP-FW50 на весь день не хватает однозначно, для комфортной съёмки жизненно необходим второй аккумулятор, также, вероятно, придётся приобрести внешнее зарядное устройство, чтобы заражать один аккумулятор в нём, другой в камере. Батарейная ручка спасёт положение, однако она крупная и значительно отяжелит камеру, как поступить в данном случае каждый должен решить самостоятельно.

Съёмка портрета

Портрет днём

Снимать на оптику от Zeiss одно удовольствие. Скругленные лепестки диафрагмы на значении F/4 создают мягкий красиво размытый фон, автофокус чётко работает по лицу и ни разу не промазал. Возможно, нам иногда не хватало фокусного расстояния в районе 100-135 мм: хотелось еще дальше отойти от модели и еще больше отделить её от фона, нежели это позволял наш Zeiss на фокусном расстоянии 70 мм. «У них светосильный Zeiss, а они ещё и брюзжат», – скажете вы, и будете правы. Долой сомнения, давайте лучше поснимаем портреты!

Вечерний портрет

Как уже было отмечено выше, у Sony a7 нет встроенной вспышки. С одной стороны, это моментально ставит её в ряд профессиональных камер, так как профи если и пользуются вспышкой, то как правило внешней. С другой стороны, это сильно снижает универсальность камеры – чтобы снять пару простеньких вечерних портретов в путешествии, надо везти с собой в далёкую страну тяжёлую неудобную внешнюю вспышку, к тому же не забыть её в гостиничном номере, следить за зарядом аккумуляторов или покупать батарейки.

Неплохим решением для путешествий могла бы стать миниатюрная вспышка Nissin i40, о начале продаж которой для Nikon и Canon было недавно объявлено, однако модели для системы Sony пока ещё недоступны (на сентябрь 2014 г.), и когда они появятся в продаже – не понятно.

Мы использовали нашу вспышку Canon Speedlite 580EX II; само собой, она работает только в ручном режиме, так как изготовлена другим производителем и несовместима с Sony. Однако переведя вспышку в ручной режим и настроив её импульс, мы с удовольствием поснимали портреты.

Портрет в помещении

В предыдущих наших обзорах мы как правило устраивали дискуссию на тему, стоит ли снимать в кафе или ресторане со вспышкой. И правда, зачастую в кафе свет не яркий, приглушенный, и просто сидеть и общаться с друзьями за чашечкой кофе там вполне уютно, а вот для фотосъёмки такая атмосфера не годится никак. Высокие значения ISO, шумы и смазанные лица. Мы обычно пробовали снимать и со вспышкой, и без. Без вспышки высокие ISO и шум, со вспышкой теряется атмосфера и настроение, к тому же вспышка может создавать неудобства посетителям за соседними столиками, ведь мы в зале не одни.

В случае с Sony a7 всё проще – встроенной вспышки у неё нет, а устраивать фотосессию с внешней вспышкой и отражателями в кафе – не самая лучшая идея, если только, конечно, не договориться с администрацией специально, но это уже другая история. Поэтому сегодня все наши кадры внутри помещения сняты без вспышки.

Съёмка природы

Полный кадр просто создан для съёмок природы. Благодаря более широкому динамическому диапазону мы можем смело снимать против света, искать неожиданные контрастные сюжеты, лучше прорабатывать детали в тенях и меньше опасаться за проваленные света. А с хорошим светосильным объективом можно и красиво снять цветок в поле, размыв задний план, и увеличить глубину резкости для широкого пейзажа, и поснимать водопад на длинной выдержке, заморозив движение с помощью ISO 50... Простор для творчества громадный.

Нельзя сказать, что достаточно купить фуллфрейм и начать снимать направо и налево, создавая шедевры из каждого кадра. Вовсе нет, скорее наоборот. Камера не прощает ошибок, не терпит суеты и бездумного щёлканья затвором. Зато при умелом использовании её возможностей она позволит получить не только отличные кадры, но и несомненное удовольствие от общения с природой и собственно от съёмки. Возьмите с собой семёрку на прогулку или в путешествие, не пожалеете.

Павловск, парк

Путешествие в деревню Хотнежи, Ленинградская область

Ниже приведем подборку фотографий, снятых во время путешествия по Ленинградской области в деревню Хотнежи. Начало: река Оредеж в поселке Вырица (Гатчинский район), утро, моросит дождь.

Далее песчаный карьер в местечке Замостье:

Красивейшее поле где-то по дороге:

Волосовский район, церковь Покрова Пресвятой Богородицы в деревне Хотнежи:

И напоследок дары природы:

Объективы для Sony a7

На момент написаня даного обзора специально для полнокадровых камер Sony a7/a7R/a7S выпущено всего 6 объективов, их маркировку легко узнать по буквам «FE» в названии (от слов Fullframe и байонет E). В комплект к a7 в качестве китового как правило идёт объектив FE 28-70/3.5-5.6 OSS, это вовсе не дешевая «заглушка на байонет», как иногда злые языки называют китовые объективы, а серьёзная качественная линза. Пользователи на профильных форумах хвалят этот китовый объектив, из недостатков называя лишь невысокую светосилу да не слишком широкий угол 28 мм и мечтают о таком же, но 18-105 мм.

ZEISS Vario-Tessar T* FE 24-70mm F4 ZA OSS

Наша тестовая Sony a7 пришла не с китовым, а в комплекте с самым дорогим и качественным зумом, который доступен на сегодняшний день для полнокадровых семёрок, – ZEISS Vario-Tessar T* FE 24-70mm F4 ZA OSS. Это объектив премиум-класса, он имеет 12 элементов в 10 группах, из которых 5 асферических элементов и 1 элемент из низкдисперсионного стекла, 7 лепестков скругленной диафрагмы, быстрый мотор автофокуса, объектив оснащён стабилизатором. Диаметр для светофильтра 67 мм. Повторимся, что большинство изображений в данном тесте снято именно этим объективом.

Пример детализации по краям кадра, фокусное расстояние 24 мм, 1/125 при F/5.6, ISO 100. Щелчок по миниатюре раскроет кроп 1:1.

Пример детализации по краям кадра, фокусное расстояние 70 мм, 1/160 при F/5.6, ISO 100.

Пример детализации на различных диафрагмах. Фокусное расстояние 24 мм.

F/4 F/5.6
F/8 F/11
F/16 F/22

Пример детализации на различных диафрагмах. Фокусное расстояние 70 мм.

F/4 F/5.6
F/8 F/11
F/16 F/22

Очень порадовал плавный механизм зума, что особенно приятно при съёмке видео – можно аккуратно делать очень плавные наезды. Кольцо подстройки ручного фокуса также очень плавное, наводиться на резкость в ручном режиме весьма и весьма комфортно.

Совместимые объективы для a7/a7R/a7S

Буква T* со звездочкой в названии объективов означает, что оптические элементы имеют многослойное покрытие, которое улучшает коэффициент пропускания света оптической системы и её устойчивость к яркому контровому свету, улучшается цветопередача и общая контрастность снимка, снижаются блики и исчезает двоение изображения.

«Sonnar» – оптическая схема, разработанная в 1929 г. Людвигом Бертеле, инженером компании Zeiss, – объективы с этой оптической схемой имеют малый вес, простой оптический дизайн и высокую светосилу. Название «Sonnar» происходит от немецкого слова Sonne (Солнце). По сравнению с Planar у Sonnar больше оптических аберраций, зато выше контрастность и устойчивость к яркому контровому свету. А по сравнению со схемой Tessar у Sonnar хроматических аберраций меньше, а светосила выше. Кстати, советский объектив Jupiter 3 полностью копирует оптическую схему Zeiss Sonnar 1:1.5 50 мм.

«Tessar» – оптическая съема, разработанная ещё в 1902 г. также инженером компании Zeiss Паулем Рудольфом. Объектив, выполненный по такой схеме, состоит из четырёх элементов, отсюда происходит и его название тэссера (четыре по-гречески). Основные преимущества схемы Tessar – компактность и высокая резкость, эти объективы ещё называют «Орлиный глаз».

FE 28-70/3.5-5.6 OSS

Китовый объектив FE 28-70/3.5-5.6 OSS

Конструкция: 9 элементов в 8 группах, диафрагма 7-лепестковая круговая, минимальная дистанция фокусировки 0,3–0,45 м, диаметр для светофильтра 55 мм.

Этот доступный среднефокусный зум-объектив сочетает хорошие оптические характеристики с небольшим весом и компактностью (весит он примерно 300 г). Объектив позволяет делать снимки на популярных фокусных расстояниях в диапазоне 28-70 мм с минимальным изменением физической длины при зуме. Три асферических элемента и один элемент из низкодисперсионного стекла эффективно подавляют все типы аберраций, обеспечивая хорошее качество изображения на любых фокусных расстояниях. Благодаря круговой диафрагме легко добиться красивого эффекта размытия заднего плана. Объектив подходит для съёмки любых объектов и сохраняет надежность благодаря защите от пыли и влаги. Оснащен оптической стабилизацией изображений Optical SteadyShot. Стоимость в районе 17000 руб.

Carl Zeiss Sonnar T* FE 35mm F2.8 ZA

Carl Zeiss Sonnar T* FE 35mm F2.8 ZA

Конструкция: 7 элементов в 5 группах, диафрагма 7-лепестковая круговая, минимальная дистанция фокусировки 0,35 м, диаметр для светофильтра 49 мм.

Объектив выполнен в оптическом дизайне Zeiss «Sonnar», и, как следует из названия, предлагает фокусное расстояние 35 мм и максимально широкую диафрагму F/2.8. Объектив подойдет для съёмок как на улице, так и внутри помещений при недостаточном освещении. Объектив оснащён быстрым тихим мотором автофокуса, что будет особенно полезно при съёмке видео. Три двусторонних асферических элемента сводят аберрации к минимуму, поэтому отличные контрастность и разрешение сохраняются даже по краям изображения при любых значениях диафрагмы. Стоимость около $800.

Sonnar T* FE 55mm f/1.8 ZA

Sonnar T* FE 55mm f/1.8 ZA

Конструкция: 7 элементов в 5 группах, диафрагма 9- лепестковая круговая, минимальная дистанция фокусировки 0,5 м, диаметр для светофильтра 49 мм.

Это также Zeiss «Sonnar», который может похвастаться великолепной резкостью на максимально широкой диафрагме F/1.8, создавая красивый размытый задний план благодаря диафрагме со скругленными лепестками. Этот яркий объектив имеет преимущества при съемке в помещениях и на улице в условиях низкой освещенности. Линейный механизм привода внутренней фокусировки работает плавно и бесшумно, а конструкция с защитой от пыли и влаги обеспечивает надежную работу. Стоимость около $1000.

Sony FE PZ 28-135 мм F4 G OSS

Sony FE PZ 28-135 мм F4 G OSS

Конструкция: 18 элементов в 12 группах, диафрагма: 9 лепестков (круговая), минимальная дистанция фокусировки: 0,4–0,95 м, диаметр для светофильтра 95 мм, размеры: 105 x 162,5 мм.

Первый полнокадровый объектив с моторизованным зумом для системных камер Alpha с байонетом E, может использоваться и с камерами с матрицей APS-C. В конструкции объектива используются асферические элементы, которые подавляют аберрацию, усовершенствованная технология многослойного покрытия усиливает контрастность и устраняет засветку даже при ярко освещенном фоне. Три отдельных кольца обеспечивают независимое управление фокусировкой, зумом и диафрагмой, а оптимальное усилие для их вращения создает приятное ощущение точности управления.

Первый в отрасли зум, приводимый в действие SSM-приводом, работает чрезвычайно плавно и бесшумно, что необходимо для профессиональной съемки фильмов. Можно точно регулировать скорость зума в широких пределах, а также переключать направление вращения кольца зума. Стоимость в районе 117900 рублей.

FE 70-200mm F4 OSS Telephoto Zoom Lens – SEL70200G

FE 70-200mm F4 OSS Telephoto Zoom Lens – SEL70200G

Конструкция: 21 элемент в 15 группах, диафрагма 9- лепестковая круговая, минимальная дистанция фокусировки 1–1,5 м, диаметр для светофильтра 72 мм.

Этот компактный и легкий длиннофокусный зум-объектив обеспечивает отличное качество изображения во всем диапазоне фокусных расстояний. Передние асферические элементы (AA), элементы из сверхнизкодисперсионного и низкодисперсионного стекла, покрытие Nano AR от Sony и 9-лепестковая круговая диафрагма гарантируют точную цветопередачу с мягким эффектом размытия заднего плана на открытых диафрагмах. Максимальное значение диафрагмы имеет постоянное значение F/4, длина объектива не изменяется при зуме. Быстрая и точная фокусировка. На корпусе объектива расположены рычажки удержания фокусировки, ограничитель диапазона, переключатель режима панорамирования и другие элементы управления. Оснащен системой оптической стабилизации изображений Optical SteadyShot. Имеет съёмное крепление для штатива, конструкцию корпуса с защитой от пыли и влаги. Стоимость около $1500.

* Приведены изображения объективов с сайта www.sony.ru

Объективы Zeiss Loxia

В сентябре 2014 года компания Zeiss выпустила ещё два объектива специально для полнокадровых семёрок: ZEISS Loxia 2/35 и ZEISS Loxia 2/50. Эти два светосильных фикс-объектива поддерживают только ручную фокусировку, зато имеют отличные оптические характеристики. Кроме того, объективы прекрасно подойдут для съёмки видео благодаря почти 180-градусному повороту фокусировочного кольца, что позволит точно навести фокус.

Новой функцией объективов Loxia является возможность с помощью специального инструмента через установочный винт на поверхности байонета «декликнуть» (de-click, то есть устранить щелчки) фиксирующий механизм диафрагмы, что позволит сгладить разницу яркостей во время съёмки. Что это означает на практике? Например, на объективах байонета А при смены диафрагмы с F/1.4 на F/3.5 изменение происходит щелчком, то есть на видео сразу будет заметно резкое падение количества света, и кадр резко затемнится. Другими словами, происходит не звуковой щелчок, а световой, если можно так выразиться. Данные объективы благодаря функции «деклика» как раз решают именно эту проблему – при смене диафрагмы резкого падения не происходит, и затемнение не бросается в глаза.

Оба объектива выдают отличную перспективу и минимум искажений, а диафрагма F/2 расширяет творческие возможности при съёмке в условиях плохой освещенности.

Zeiss Loxia 2/35

Zeiss Loxia 2/35

9 линз в 6 группах, минимальная дистанция фокусировки 30 см, диафрагма 2,0 - 22. Объектив подойдёт для съёмок природы, архитектуры, репортажей, его оценят стрит-фотографы. Ожидается стоимость около $1300.

Zeiss Loxia 2/50

Zeiss Loxia 2/50

6 элементов в 4 группах, минимальная дистанция фокусировки 37 см, диафрагма 2,0 - 22. Классический стандартный полтинник с углом 47 градусов, подойдёт для широкого круга ситуаций съёмки: путешествия, портреты, репортажи. Ожидается стоимость около $1000.

* Приведены изображения объективов с сайта www.zeiss.com

Объективы Sony с байонетом A

Небольшой парк оптики для полнокадровых Sony a7/a7R/a7S можно компенсировать использованием объективов, которые выпущены для зеркалок Sony с байонетом A, а также объективов Minolta Maxxum. Для этой цели предназначены два адаптера (их отличает маркировка EA, то есть на байонет E ставим объективы A).

Адаптер Sony LA-EA3

Адаптер Sony LA-EA3 оснащен механизмом диафрагмы и позволяет корректно управлять экспозицией кадра. Он использует систему контрастной автофокусировки камеры, чтобы обеспечить автофокус на линзах SAM/SSM, то есть нужны объективы со встроенным мотором автофокуса. LA-EA3 следует выбрать для съемки пейзажей, архитектуры или любых других сюжетов, где быстрый автофокус не требуется. Стоимость примерно 8000 рублей.

Адаптер Sony LA-EA4

Адаптер Sony LA-EA4 обеспечивает фазовый автофокус благодаря технологии полупрозрачного зеркала. Внутри самого адаптера находятся датчики фазовой детекции и мотор привода автофокуса. Камера будет использовать уже не свою систему автофокуса, а систему этого адаптера. Таким образом можно получить быстрый следящий фазовый автофокус для любого объектива с байонетом A. По данным тестов независимых компаний, потеря светосилы от полупрозрачного зеркала составляет 1/3 стопа. Стоимость в районе 15000 рублей.

* Приведены изображения адаптеров с сайта www.sony.ru

Объективы с байонетом E для камер APS-C

На Sony a7 можно установить и объективы с байонетом E, выпущенные для камер Sony с матрицей APS-C, это все фотоаппараты линейки NEX, а также новые модели a3000, a5000/5100 и a6000. Семёрка с этими объективами работать будет; при этом можно снимать как обычно, используя полный кадр и при обработке бороться с искажениями (или просто обрезать кадр – виньетирование будет сильное), можно в меню принудительно указать кроп, в этом случае камера задействует всего 10 Мп, а кроп-фактор составит 1.5.

Объективы фирмы Samyang

На сегодняшний день кроме Sony и Zeiss для полнокадровых семёрок Sony совместимые объективы выпускает только компания Samyang. Это 5 фикс-объективов, которые лишены поддержки автофокуса, поэтому с ними будет работать только фокусировка вручную. Преимуществом можно считать высокую светосилу, отличные оптические характеристики и не особо высокую цену, хотя эту оптику нельзя назвать совсем уж дешёвой. Многие объективы выпускаются в вариантах как для фото, так и специально для видео съёмки, последнее особенно ценно для тех, кто нацелился на покупку a7S.

Samyang 14mm f/2.8 ED AS IF UMC Sony E

Samyang 14mm f/2.8 ED AS IF UMC Sony E. Ультра широкоугольный объектив с ручной фокусировкой, разработанный для полнокадровых камер. Объектив выполнен в надёжном качественном корпусе из металла и пластика с металлическим байонетом.

Samyang 24mm f/1.4 ED AS UMC Sony E

Samyang 24mm f/1.4 ED AS UMC Sony E. Объектив позволяет получать высококачественные снимки даже при полностью открытой диафрагме, обеспечивая первоклассную резкость и контрастность. Искажения по краям изображений минимальны, что очень ценно для широкоугольных объективов.

Samyang 35mm f/1.4 ED AS UMC Sony E

Samyang 35mm f/1.4 ED AS UMC Sony E. 35-миллиметровый свесосильный широкоугольный объектив с ручной фокусировкой для полнокадровых камер.

Samyang 50мм T1.5 AS UMC VDSLR Sony E

Samyang 50мм T1.5 AS UMC VDSLR Sony E. Стандартный объектив с ручной фокусировкой предназначен для полнокадровых цифровых камер. Сделан специально для использования с механизмами видеосъёмки цифровыми фотоаппаратами.

Samyang 85mm f/1.4 AS IF Sony E

Samyang 85mm f/1.4 AS IF Sony E. В объективе используется гибридная асферическая линза, корректирующая аберрации и позволяющая использовать полностью открытую диафрагму. Она обеспечивает высокую разрешающую способность и контраст как в центре, так и по краям изображения.

* Приведены изображения объективов с сайта www.samyang.ru

Зайдите на сайт Samyang – вполне вероятно, что компания выпустила ещё какие-либо линзы, по крайней мере, в сентябре 2014 года ожидалось несколько анонсов. А вот известные производители объективов Sigma и Tamron на сегодняшний день (на момент работы над данным обзором) пока не производят линзы специально для полнокадровых семёрок.

Мануальные объективы

На семёрку очень комфортно снимать с ручным фокусом, поэтому она сама подталкивает фотографа к использованию мануальной оптики. Разумеется, если объектив не был разработан специально для байонета E, понадобится специальный переходник. Мы использовали советский объектив Гелиос 44-2 с резьбой М42, для этой цели купили переходник под названием M42-NEX.

Переходник простой и недорогой – мы приобрели его рынке за 700 рублей, скорее всего, можно найти и дешевле. В статье про Sony a6000 мы провели небольшой ликбез про мануальную оптику, надеемся, что наши читатели уже подкованы в этом вопросе, и повторение рассуждений на тему старинных объективов ни к чему. Настало время поставить переходник и поснимать на старый дедов Гелиос!

При тестировании a6000 мы не скрывали свои восторги от съёмок старыми советскими объективами: китовый 16-50, который шёл в комплект к a6000, – весьма неплохое решение для новичков, он подходит для путешествий и поездок, однако для творческих экспериментов хотелось чего-то более светосильного и необычного. Сегодня, снимая на наш шикарный зум от Zeiss, мы совсем забросили Гелиос... Вероятно, тому есть несколько причин, главная из которых – пластика, резкость и контрастность Zeiss, вторая – уверенный автофокус, главным образом при съёмке портретов: согласитесь, снимать, будучи уверенным в резкости каждого кадра – настоящее удовольствие.

Однако Гелиос учит думать, строить кадр «ногами», быть внимательным к мелочам и терпеливым. Снимать на мануальную оптику от той же Samyang будет куда проще, так как камера сможет прочитать диафрагму и выставить верную экспозицию, фотографу останется следить только за фокусировкой. В случае с Гелиосом почти всё зависит только от нас самих, семёрка лишь помогает с подсвечиваем зон в фокусе, да на экранчике или в видоискателе верно показывает экспозицию будущего кадра. Все 9 снимков выше сняты с диафрагмой 2.

* * *

При смене одного объектива на другой следует иметь в виду, что матрица камеры остаётся полностью открытой, ведь она не закрыта зеркалом и затвором, как в зеркалках, поэтому велика вероятность нахватать пыль. Менять объективы нужно оперативно, и лучше это делать в непыльном месте. В камере есть функция очистки сенсора, она включается в меню; при выборе этого параметра камера на пару секунд замирает, после чего предлагает выключить питание и обратиться к инструкции для более глубокого изучения вопроса про чистку сенсора. К слову, в инструкции мы ничего подобного не нашли, быть может, плохо искали?

Система гибридного автофокуса

В камере Sony a7 гибридный автофокус – фазовый и контрастный. Разумеется, скорость автофокуса не такая молниеносная, как в камерах a6000 и в новинке a5100, с этими двумя моделями вряд ли вообще кто-то сможет потягаться в ближайшее время. Следует учесть, что в семёрке полнокадровая матрица, сами объективы больше по размерам раза в полтора, и тем не менее автофокус работает быстро и уверенно.

Режимы автофокуса в Sony a7

AF-S – покадровый автофокус, по всей видимости, от английского Single – одиночный. После полунажатия на кнопку спуска затвора камера пытается сфокусироваться на объекте и в случае удачи удерживает фокусировку. Покадровый автофокус отлично подходит для съёмки неподвижных объектов, например пейзажей, натюрмортов, архитектуры, а также статичных портретов, когда человек или группа людей позирует и не двигается.

AF-C – непрерывный автофокус, скорее всего, от английского Сontinuous – непрерывный. В этом режиме камера продолжает выполнять фокусировку, пока кнопка затвора удерживается наполовину нажатой. Подходит для съёмки движущихся объектов.

DMF – вероятно, от английского Direct Manual Focusing, в интерфейсе камеры называется «Прямая РФ». Этот режим при полунажатии на кнопку спуска затвора  позволяет одновременно использовать и ручную фокусировку, и автофокусировку. Объекты в фокусе в этом режиме окрашиваются белым цветом, при повороте колеса фокусировки объект в центре увеличивается. Этот режим может пригодиться, например, для контроля областей в кадре, которые попали в зону фокуса, а также для тонкой его подстройки вручную.

MF – регулировка фокуса вручную – незаменимая вещь при съёмке различных предметов, а также при использовании мануальной оптики. Очень выручает помощь при ручном фокусе – при повороте кольца фокусировки камера автоматически показывает увеличенный фрагмент объекта в центральной области и окрашивает белым цветом зоны, которые попали в фокус. Эта функция включается в меню, там же можно менять оттенок этого окрашивания, мы выбрали белый. Зону увеличения можно тут же перемещать джойстиком, одновременно подстраивая фокус, это мега-удобно. Такое увеличение работает, правда, только с совместимыми объективами, при съёмке на Гелиос через переходник камера думает, что объектива нет, и никакое увеличение делать не станет.

Пример съёмки с ручным фокусом

Скоростная съёмка

Камера Sony a7 позволяет снимать со скоростью 5 кадров RAW в секунду. При использовании нашей простенькой карты памяти (SDHC UHS-I Transcend SDHC 32Гб 300x Class 10) камера сделала 31 снимок за 6 секунд, полностью освобождение буфера и запись всех снимков на карту заняло 30 сек. Во время записи на карту памяти по мере освобождения буфера можно ещё делать снимки с прежними настройками; прочее управление камерой, например смена настроек, просмотр фото, невозможно. О том, что буфер забит и идёт запись на карту, сигнализирует специальная лампочка на задней стороне камеры, около отсека карты памяти и чуть ниже кнопки C3. Разумеется, с более быстрой картой, такой как, например, Kingston SDHC/SDXC UHS-I U3 64Gb, буфер будет освобождаться быстрее.

Скорость съёмки в теории может зависеть также и от режима автофокуса. Так, например, если включить непрерывный автофокус AF-C, камере должно быть сложнее снимать с такой скоростью. На практике мы никакой разницы обнаружить не смогли, вероятно, если эта разница и есть, то в миллисекундах.

Тест чувствительности ISO

Снимая на Sony a7, удобно оставить значение Auto ISO – камера в большинстве случаев правильно подбирает чувствительность, чтобы избежать смаза в изображении при съёмке с рук. Это может быть полезно на прогулке или на экскурсии, когда нет возможности постоянно менять ISO в зависимости от освещения сцены. В правом уголке экрана горит слово AUTO, при полунажатии на кнопку спуска на этом месте тут же появляется значение текущей чувствительности. Так как мы всё равно строим кадр по экранчику или по видоискателю, мы постоянно контролируем процесс. Удобно и практично.

Выдержка 30 секунд при диафрагме f/22 и ISO 50

Конечно, при съёмке в студии или вечернего кадра со штатива можно одним движением повернуть колесо джойстика и установить требуемое значение ISO. Например, чувствительность ISO 50 оценят любители заморозить движение в кадре: можно обойтись даже без ND-фильтра, выбрав диафрагму F/22, и вечером или в тёмных лесных зарослях можно получить вполне длинные выдержки (см. пример выше). Разумеется, если с собой есть ND-фильтр, то он их ещё более удлинит. Также с ISO 50 удобно снимать натюрморты и различные предметы в студийных условиях, когда света достаточно и объекты статичны.

На фото ниже представлены снимки со всеми значениями ISO, фокусное расстояние 70 мм, F/4. Щелчок по фото – кроп 1:1.

50 64 80
100 125 160
200 250 320
400 500 640
800 1000 1250
1600 2000 2500
3200 4000 5000
6400 8000 10000
12800 16000 20000
 
25600

Вопреки ожиданиям, чудес не происходит: снимать с ISO выше 6400 в принципе можно, но осторожно, а при ISO выше 10000 шумы проявляются достаточно хорошо.

Съёмка HDR с брекетингом экспозиции

Одно из неоспоримых преимуществ полнокадровой матрицы – широкий динамический диапазон снимков, камера лучше других справляется с тенями, полутонами и светами на фото. И эффект, подобный эффекту HDR можно запросто получить обработкой одного-единственного снимка RAW, столько информации в нём содержится. Поэтому несложно представить, какой её объём таится в трёх снимках, снятых с брекетингом экспозиции. Для склейки мы используем функцию Merge to HDR Pro программы Adobe Photoshop CS6.

-3EV 0 +3EV

Семёрка позволяет делать три снимка с вилкой экспозиции +-0,3EV, +-0,5EV, +-0,7EV, но наиболее интересны вот эти:

Также можно делать 5 снимков с вилкой +-0,7EV: | -1,4 | -0,7 | 0 | + 0,7 | +1,4 |. Камера позволяет снимать 5 кадров и с более маленькой вилкой (+-0,3EV, +-0,5EV), но на практике это применимо редко.

Пример классического HDR с тремя экспозициями:

-3EV 0 +3EV

Также можно использовать 5 экспозиций:

-1,4 -0,7 0 +0,7 +1,4

Пять экспозиций лучше применять для неторопливой съемки интерьеров, где имеет место большой разброс яркостей, для съёмок природы более подходит классический вариант с тремя экспозициями. Пример выше является неким исключением из правил, так как содержит очень много деталей в тенях и много деталей в светах, по этой причине 5 экспозиций оказались весьма кстати.

Приведем еще два HDR, которые мы сняли в ходе тестирования a7.

Автоматические методы съёмки HDR

В камере a7 имеются два инструмента, которые помогают оптимизировать динамический диапазон – DRO (Dynamic Range Optimization) и HDR (High Dynamic Range). Действуют они только при съёмке в JPEG.

DRO отвечает за прорисовку теней и светов внутри одного снимка, не серии. Функция DRO имеет несколько уровней, это указывается в настройках камеры, в большинстве ситуаций можно оставить DRO в положении Авто. Камера позволяет менять значение DRO и при съёмке в формате RAW, однако не оказывая при этом влияния на кадр. Для данного теста мы выбрали JPEG FINE. Как видно из примера ниже, особо сильного влияния на кадр DRO не оказывает, хотя разница заметна.

DRO Lv1 DRO Lv2 DRO Lv3 DRO Lv4 DRO Lv5

В режиме HDR (High Dynamic Range) камера делает три снимка с разной экспозицией, которые автоматически клеит в один, с более основательной проработкой светов и теней. На карту памяти записываются два файла – склеенный HDR, а также кадр с экспозицией в 0, что вносит неимоверную путаницу при разборе фотографий дома на компьютере. Вилку экспозиции можно задать в настройках инструмента, только она измеряется в силе действия: от 1 до 6. При съёмке в формате RAW эта функция вообще недоступна, мы выбрали JPEG FINE.

HDR, склеенный камерой HDR, снятый с брекетингом экспозиции (+-2EV) в формате RAW и склеенный вручную

Все режимы работы инструмента:

HDR1 HDR2 HDR3
HDR4 HDR5 HDR6

Съёмка панорам

Панорамы не столь популярны, так как их не развернуть на полный экран – можно смотреть либо на узкую полоску с чёрными полями сверху и снизу, либо прокручивать вправо и влево увеличенный вариант. В любом случае при просмотре на мониторе не передать того объёма и ширины пейзажа, который фотограф видел при съёмке. Другое дело, если напечатать панорамный снимок и повесить его на стену – создается полная иллюзия присутствия на месте съёмки. Конечно, напечатать такой снимок – дорогое удовольствие, и если уж мы собрались его печатать, он должен быть снят и собран безупречно.

Камера Sony a7 умеет снимать и клеить панорамы автоматически – надо выбрать специальный режим на колесе выбора режимов, нажать на кнопку спуска затвора и, удерживая её нажатой, вести камеру по стрелке. Направление можно задать колесом джойстика. При съёмке надо приноровиться вести камеру плавно, ровно, не быстро и не медленно, чтобы успеть захватить все желаемые объекты слева и справа. И если научиться это делать, можно снимать панорамы почти 180°.

Наилучших результатов можно добиться, снимая панораму со штатива – это ни для кого не секрет – горизонт будет идеально ровный, фотографу останется только следить за композицией и рассчитать скорость перемещения камеры, чтобы поймать все желаемые объекты справа, если он начал снимать слева. Мы долго практиковались в съёмке панорам с рук, и можем отметить, что с первого дубля ни одна склейка не получилась, у нас горизонт постоянно падал вправо. Следует также иметь в виду, что аккумулятор будет очень охотно садиться, достаточно посчитать, сколько кадров камера делает для одной склейки. Поэтому на загородной прогулке делая 10-ю попытку снять приглянувшуюся панораму, проверьте, есть ли в кармане запасной заряженный аккумулятор.

Съёмка видео

Профессиональное качество, цепкий автофокус. При съёмке видео объективом Zeiss получаются плавные и тихие наезды и отъезды, главное следить, чтобы при повороте кольца зума пальцы не попали в кадр. Работая над тестами камер Sony a5000 / a6000 и снимая видео с зумированием, мы замечали легкое дрожание в кадре при использовании электронного зума китового объектива 16-50, к тому же шум моторчика лезет в звуковую дорожку, что отчетливо слышно на наших тестовых видео, снятых этими камерами. Примеры съёмки видео на Sony a7 см. в нашем видеофильме.

Видео можно снимать в четырёх режимах: программное авто P, приоритет диафрагмы A и выдержки S, а также ручной M. Интересно, что установив режим видео на колесе выбора режимов, далее способ съёмки выбирается в меню, никакими кнопками или колесиками это изменить нельзя. Однако приступить к съёмке видео с текущими настройками можно и сразу же, находясь в любом из четырёх творческих режимов PASM, просто нажав кнопку старта видео. Минус этого метода в том, что как правило мы снимаем фото с соотношением сторон 3:2, а видео – с соотношением 16:9, поэтому верх и низ кадра неожиданно обрежутся при старте записи ролика, и какие-то важные объекты могут не попасть в кадр. Если же изначально выбрать режим видео, можно не торопясь построить композицию, после чего стартовать запись.

Режимы фокусировки при съёмке видео – либо ручной, либо непрерывный автофокус. При использовании ручного фокуса, так же как и при съёмке фото,  доступен фокус пикинг – объекты в фокусе окрашиваются белым цветом. Снимая ролик, можно осуществлять контроль над экспопараметрами «на лету».

Камера оснащена разъёмом для подключения внешнего микрофона, имеется выход на наушники. Встроенные в корпус микрофоны также неплохо справляются с записью звуков окружающего мира, лучше всего, конечно, записываются звуки природы: водопад, шум дождя, пение птиц, стрекот цикад летним вечером и так далее.

Так же, как и в тесте a6000, мы снимали на рок-концерте в клубе, причём по воле случая, в том же самом клубе. Sony a6000 в тот раз у нас перегрелась, в то время как семёрка с честью выдержала съёмку всего концерта, это 8 песен по 4-5 минут. Конечно, в июле стояла более жаркая погода, однако на концертах группы «Какой-то Бэнд» в зале никогда не бывает прохладно! Зумировать вручную оказалось очень удобно, автофокус мгновенно ловит лицо вокалиста и держит его в фокусе при наезде с 24 на 70 мм. Стабилизатор в объективе отрабатывает хорошо, особой тряски на видео не заметно, хотя видно, что съёмка велась с рук, притом одной рукой.

Камера позволяет выводить сигнал HDMI на специальные рекордеры, в камере разъём типа micro-HDMI. Вывод несжатого видео по HDMI позволяют делать и модели a5100/a6000; наша тестовая a7 и её старшая сестра a7R также имеют функцию отключения служебной информации в сигнале HDMI, позволяя выводить сигнал на внешние рекордеры по HDMI. Преимущество самой старшей модели, Sony a7S, в том, что она позволяет снимать в формате 4K, при этом данный режим доступен исключительно при выводе сигнала по HDMI, однако сегодня речь не про a7S.

В нашей предыдущей статье, в тесте Sony a6000, мы привели перечень из нескольких моделей HDMI-рекордеров. Мы уверены, что это перспективное направление будет развиваться семимильными шагами, появится много новых интересных подобных устройств, так что рассчитываем в ближайшем будущем протестировать одну из моделей какого-либо бюджетного HDMI-рекордера.

Если не брать в расчет рекордеры, то HDMI может оказаться полезен при съёмке видео в студии или дома, где есть большой телевизор или монитор. Можно одновременно снимать видео на карту памяти и транслировать картинку на большой экран, таким образом режиссёр сможет чрезвычайно точно построить картинку согласно своей задумке, проверить правильность выбора экспозиции, баланса белого, зоны резкости и другие факторы, которые, как правило, удаётся рассмотреть уже после съёмки, кусая локти. На экран будет выведена та самая картинка, которая будет записана на карту памяти, один в один.

Настоятельно советуем всегда по возможности использовать эту отличную функцию. И пусть картинку видит только режиссёр и ассистент, отверните экран от ведущего. Высший пилотаж – съёмка несколькими камерами и синхронизация их по HDMI, об этом мы поговорим в следующий раз.

Камера Sony a7 и Wi-Fi

С помощью Wi-Fi можно передавать отснятые кадры на компьютер или смартфон/планшет. Однако, как показала практика, переписать снимки на компьютер быстрее и проще с помощью картридера или по шнурку USB. А вот передача на смартфон одним касанием с помощью технологии NFC – очень полезная вещь. Не раз на прогулке мы делали общий портрет с друзьями, и на вопрос «Когда ждать снимочки?» отвечали «Сейчас!», подносили смартфон к боку камеры и тут же отправляли снимок по почте. Разумеется, через пару лет это станет в порядке вещей, как сегодня, например, сделать скайп-звонок другу в Канаду. Однако пока ещё не все знакомы с новыми технологиями, и можно запросто произвести на друзей впечатление техно-гика :-)

Кстати, по Wi-Fi можно передать снимок и на телефон/планшет, которые не оборудованы NFC, например на яблочные устройства. NFC делает то же самое, только упрощает процесс нажимания кнопок, без этой технологии придётся сделать на десяток тычков по экрану больше, а результат будет тот же. В любом случае на смартфон нужно установить бесплатное приложение Sony PlayMemories Mobile, программа есть как для iOS, так и для Android, с абсолютно идентичным интерфейсом и функционалом. На ответственной съёмке можно в полевых условиях передать снимок на iPad и на большом экране проверить фокус и композицию кадра.

Но главное преимущество Wi-Fi в возможности скачивать и устанавливать в камеру дополнительные приложения, существенно расширяя её функционал.

Программы для камеры Play Memories

В стандартную поставку входит только одно приложение «Отдаленный доступ», и то устаревшей версии, все другие приложения нужно самостоятельно загрузить с сайта Sony: https://www.playmemoriescameraapps.com/portal/

  1. Интеллектуальное дистанционное управление (бесплатно)
  2. Звездный след (399 руб.)
  3. Сглаженное отражение (199 руб.)
  4. Синхронизация со смартфоном (бесплатно)
  5. Liveview Grading (399 руб.)
  6. Прямая загрузка (Facebook, бесплатно)
  7. Надстройка Flickr (бесплатно)
  8. Кинокадр (199 руб.)
  9. Освещение портрета (199 руб.)
  10. Световая шахта (199 руб.)
  11. Профессиональный брекетинг (199 руб.)
  12. Интервальная съёмка (399 руб.)
  13. Мультиэкспозиция (199 руб.)
  14. Коррекция объектива (399 руб.)
  15. Эффект рисунка+ (бесплатно)
  16. Ретуширование фотографий (бесплатно)
  17. Клавиатуры (несколько, бесплатно)

Интеллектуальное дистанционное управление

Мы активно использовали это приложение, и дома, и на улице. Так как за последнее время мы протестировали уже 4 камеры Sony с технологией Wi-Fi, мы привыкли к этой программе, и она нам очень нравится. Отличный интерфейс, ничего лишнего, исчерпывающий функционал, удобные настройки. Программисты Sony сделали действительно классную вещь. Пример работы с приложением «Интеллектуальное дистанционное управление» см. в нашем ролике.

Пример съёмки с помощью приложения «Эффект рисунка+»

Вряд ли кто-то будет снимать на профессиональную камеру картинки с эффектами наподобие выделения цвета; однако приложение «Эффект рисунка+» универсальное, и работает на многих камерах Sony, кому нужно – скачают его и установят. Эффект «Насыщенный монохром», кстати, позволяет получить достаточно интересные результаты: камера делает серию из трёх снимков и клеит что-то наподобие черно-белого HDR. Этот эффект вполне можно использовать, чтобы в полевых условиях оценить, как будет выглядеть обработка и склейка конкретного сюжета на компьютере. Понравился результат – выходим из приложения, снимаем серию в формате RAW, а дома уже клеим HDR. Интересен также эффект ретро.

Выделение цвета (Green) Восоконтрастные ч/б Мягкий фокус
HDR живопись Насыщенное монохромное Миниатюра+
Акварель Иллюстрация Дешевый фотоаппарат+
Манипуляции с цветом Схематизация Ретро

Камера Sony a7 и компьютер

В своей работе мы используем Adobe Lightroom 5.6, возможностей этой программы хватает для всего, кроме, пожалуй, склейки HDR. Однако эта программа коммерческая, и если нет желания приобретать какие-либо программы, можно бесплатно загрузить с сайта Sony необходимые приложения.

Выводы

Плюсы

  1. Камера заслуживает самых лестных отзывов. Перечислять все плюсы никакого смысла не имеет, все функции камеры только радуют.
  2. Отдельно хочется сказать про уверенный автофокус с определением лиц при съёмке портрета. Фокус не промазал ни разу.
  3. Объектив 24-70 от Zeiss порадовал чрезвычайно. Никаких нареканий. Это стекло сможет стать любимым для многих увлечённых фотографов, и вложенные деньги принесут ожидаемый результат. Нам объектив очень понравился.
  4. Удобный видоискатель и фокус-пикинг при ручной подстройке фокуса. Снимать на неавтофокусные фиксы одно удовольствие.

Минусы

  1. Высокая цена как на саму камеру, так и на и совместимые объективы.
  2. Небольшая линейка полностью совместимых объективов (на сегодняшний день). Не хватает, например, суперширокоугольного светосильного зума, макрообъектива, недорогого универсала для путешествий. Однако этот минус со временем превратится в плюс, когда будут выпущены новые линзы. Фиксы Samyang тоже можно рассматривать, но следует помнить про отсутствие в них автофокуса.
  3. Слабый аккумулятор.
  4. Значения ISO выше 6400 вопреки ожиданиям довольно шумные, а выше 10000 не рабочие.
  5. Небольшие недочёты в эргономике – скорее придирки, так как непосредственно на качество снимков они не влияют, однако в ряде случаев пользоваться камерой не особенно удобно. К кнопке спуска затвора мы так и не привыкли, постоянно нащупывая её не в том месте.
  6. Нет GPS. В камере топ-уровня в дополнение к Wi-Fi вполне можно было бы добавить GPS, профессионалы смогли бы это оценить и пользовались. Трэвел-журналисты в первую очередь.

Для кого предназначена Sony a7

Для продвинутых требовательных фотолюбителей, техно-гиков, может применяться в профессиональных целей для любого вида съемки.

Общая оценка по 10-бальной шкале

  1. Эргономика – 8
  2. Меню настроек – 9
  3. Качество исполнения корпуса – 10
  4. Качество съёмки фото – 9
  5. Качество съёмки видео – 10
  6. Оптика – 10
  7. Экран, видоискатель – 10
  8. Работа автофокуса – 9
  9. Съемка с высокими значениями ISO – 7
  10. Wi-Fi и другие интерфейсы – 9

Итого: 91%. Следует учитывать, что тестировалась не китовая оптика, а зум 24-70 от Zeiss.

Как всегда, напоследок немного бэкстейджа :-)

В съёмке нам помогали

© Константин Биржаков, Никита Биржаков, сентябрь 2014 г.
Все права защищены.
Все снимки в статье сделаны авторами (за исключением изображений объективов, о чём сказано в подписи к каждой таблице).
Запрещено любое копирование любой части данного обзора в любых СМИ без письменного разрешения авторов.
Тест статьи защищён с помощью «Яндекс-оригинальные тексты»: Текст от 25.09.2014, 01:52

Комментарии

Виталий (гость сайта) :: 10 декабря 2014

Спасибо!

Антон (гость сайта) :: 17 декабря 2014

Супер вы просто молодец!

Олег (гость сайта) :: 21 мая 2015

На какой объектив сняты те 9 кадров, Два с грибами, остальные с цветами?

Олег, привет! Мы использовали советский объектив Гелиос 44-2 с резьбой М42, эти фотографии (с цветами и грибы) идут в параграфе про мануальные объективы. По тексту объектив указан.

Павел Васильев (гость сайта) :: 18 июля 2015

Блястящий, исчерпывающий обзор. Теперь мне все понятно с этой камерой. Большое спасибо

Виктор (гость сайта) :: 13 сентября 2015

Отличная статья!
Недавно приобрел эту камеру, статья прекрасно помогает ознакомиться с аппаратом.
Жаль что кратко прошлись по особенностям видеосъемки. Интересно было бы прочитать про различия между режимами видеосъемки.
Родной мануал оказался скуден в этом плане.

Виктор, спасибо! Примеры съемки видео см. в нашем видеофильме. Тонкости работы такой сложной и навороченной камеры можно изучить только на практике, снимая реальные проекты, что, согласитесь, исключено при тестировании камеры в течение 2 недель, на которые выдают аппаратуру. Удачи!

Артём (гость сайта) :: 13 сентября 2015

Здравствуйте! Отличный обзор. Подскажите пожалуйста что за музыка использована в видео обзоре? Спасибо.

Артём, спасибо! Музыку я специально выбирал и купил для данного ролика. jewelbeat dot com, цены гуманные и выбор большой

Нурча (гость сайта) :: 22 сентября 2015

шикарный обзор! спасибо)

Андрей (гость сайта) :: 01 декабря 2015

Обзор отличный! Огромное спасибо!

Ваш комментарий:
Смайлы Комментарий
Максимум 1000 знаков
Ваше имя: *
Ваш e-mail:
Не публикуется. Укажите e-mail, если хотите получить ответ редактора на свой комментарий
Повторите
секретный код:
 *