Тесты камер и программного обеспечения, статьи, экспертная оценка

Регистрация | Помощь

26 октября 2014 г. 21952 (2) 10

Nikon DF – винтажная полнокадровая зеркалка

Константин Биржаков, Никита Биржаков

Зеркалку Nikon DF на тестирование мы ждали долго: очередь из желающих проверить в деле эту любопытную камеру была внушительная. Несмотря на то что новинка была анонсирована весной 2014 года, а сегодня на дворе уже Золотая осень, она менее интересной не стала, и, дождавшись своей очереди, мы с радостью взялись за дело. На улице тёплое бабье лето перед длинной морозной зимой, – самое время поснимать яркие осенние кадры.

Среди творческой молодёжи в последнее время стали очень популярными старые плёночные камеры, к примеру, Nikon F4. Сегодня, как и 20, и 30 лет назад, ценится стильный ретро-дизайн, Nikon DF придётся по вкусу хипстерам! Снова стало модным фотографировать, полностью сосредоточившись на съёмке – вдумчиво, экономя каждый кадр, тщательно следя за фокусировкой и параметрами экспозиции: ведь у нас всего 36 кадров и никакого экрана. Nikon DF – хороший выбор для тех, кто уже обзавелся плёночной камерой, ценит строгий дизайн, но при этом любит Инстаграм и Фотошоп :-)

Чем же Nikon DF уникален?

Чем же Nikon DF уникален? Это полнокадровая зеркальная цифровая фотокамера, выполненная в винтажном дизайне классических плёночных зеркалок Nikon F, имеющая внутри самые современные технологии, в первую очередь это полнокадровая матрица 16,2 Мп типа КМОП, точно такая же, как в профессиональной топовой модели Nikon D4, мощный процессор обработки изображений, быстрый точный автофокус и широкие возможности настройки параметров съёмки.

Под «винтажным» как правило понимают дизайн, который повторяет стиль, бывший на пике моды около 30 лет назад; этот термин берёт начало от виноделия – так раньше называли выдержку хорошего вина. Проводя параллель с фотографией, дизайн фотоаппарата Nikon DF можно смело назвать винтажным, ведь он вызывает ностальгию даже у тех, кто ни разу на плёнку и не снимал. Дизайн Nikon DF либо очень нравится с первого взгляда, либо не нравится совсем, здесь равнодушных нет. Эту камеру хочется любовно протирать мягкой тряпочкой и прятать в такой же стильный надёжный кожаный чехол. Кстати, такой чехол есть, и называется он CF-DC6.

Эту камеру хочется любовно протирать мягкой тряпочкой

Nikon DF не умеет снимать видео, это в полном смысле слова фотокамера, так что фотограф сосредоточит своё внимание на главном. Здесь нет ничего лишнего: ни автоматических режимов наподобие «супер-креативное авто плюс», ни обработки рамочками с шариками, ни Wi-Fi с планшетами и смартфонами, ни графического дизайнерского меню с выходом в интернет… Зато здесь есть надёжный магниевый корпус с защитой от пыли и влаги, 14-битный RAW, мощный процессор обработки EXPEED 3, топовая полнокадровая матрица с возможностью съёмки на высоких ISO вплоть до 204800, прекрасный фикс-объектив AF-S Nikkor 50mm 1:1.8 G в комплекте и чрезвычайно элегантный оригинальный дизайн. Не камера – мечта! Пришло время проверить Nikon DF в деле. Итак, начнём!

Видеопрезентация Nikon DF – наша передача «Фото Огонь!»

В видеофильме кратко рассмотрена эргономика камеры Nikon DF, приведены примеры съёмки портретов, пейзажей, а также пример склейки Time Lapse. Видеофильм снят самими авторами и является дополнением к данной статье.

Предлагаем также подписаться на наш канал «Фото Огонь!» на YouTube, чтобы всегда быть в курсе всех обновлений.

Сравнение основных характеристик полнокадровых зеркалок Nikon

 
DF
D610
D750
D810
D4S
Матрица 16,2 Мп типа КМОП 24,3 Мп типа КМОП 24,3 Мп типа КМОП 36,3 Мп типа КМОП 16,2 Мп типа КМОП
Процессор EXPEED 3 EXPEED 3 EXPEED 4 EXPEED 4 EXPEED 4
Автофокус 39-точечной система АФ Nikon Multi-CAM 4800 39-точечной система АФ Nikon Multi-CAM 4800 51-точечная система АФ 51-точечная система АФ Multi-CAM 3500FX 51-точечная система АФ Multi-CAM 3500FX
Скорость съемки 5,5 к/с 6 к/с 6,5 к/с 5 к/с 11 к/с
ISO 50 – 204800 50 – 25600 50 – 51200 32 – 51200 50–409600
Видео 1920 x 1080; 30p, 25p, 24p. 1280 x 720; 60p, 50p, 30p, 25p. 1920 x 1080; 60p, 50p, 30p, 25p, 24p; 1280 x 720; 60p, 50p 1920 x 1080; 60p, 50p, 30p, 25p, 24p, 1280 x 720p; 60p, 50p. 1920 x 1080; 60p, 50p, 30p, 25p, 24p;  1920 x 1080 (кадрирование); 30p, 25p, 24p; 1280 x 720; 60p, 50p
Вспышка ДА ДА ДА
Wi-Fi ДА
GPS
Батарея EN-EL14a / 1230 mAh EN-EL15 / 1900 mAh EN-EL15 / 1900 mAh EN-EL15 / 1900 mAh EN-EL18a / 2500 mAh
Размеры / вес 143,5 x 110 x 66,5 мм / 765 г 141 x 113 x 82 мм / 850 г 140,5 x 113 x 78 мм / 840 г 146 x 123 x 81,5 мм / 980 г 160 x 156,5 x 90,5 мм / 1350 г
Цена (body) по данным ЯМ на 10.2014 г. 104000 руб. 65000 руб. 85000 руб. 130000 руб. 250000 руб.

Методика тестирования

Все фотографии в данном обзоре сняты на камеру Nikon DF (прошивка 1.01) и объектив AF-S Nikkor 50mm 1:1.8 G, вечерние портреты сняты со вспышкой Nikon SB-800, карта памяти SDHC UHS-I Transcend SDHC 32Гб 300x Class 10. Все фото были сделаны в формате RAW (14 бит, обычное сжатие), если не указано иное, проявка в Adobe Lightroom 5.6. Фотографии приводятся без художественной обработки, как были сняты на камеру, для портретов была проведена необходимая ретушь. Снимки, где в кадре само устройство, в основном сделаны на Canon 5D Mark II.

Эргономика Nikon DF

Что понравилось

1. Управление с помощью колёс на верхней части корпуса. Такое управление сделано инженерами Nikon намеренно и призвано напомнить нам о старых добрых плёночных временах. И правда, все основные настройки съёмки надо делать, крутя различные колёсики, даже включается и выключается камера поворотом колеса. К такому стилю управления надо привыкнуть, это занимает примерно один съёмочный день, зато потом начинаешь получать удовольствие от общения с DF – все наглядно, чётко и понятно: в каком режиме ведется съёмка, какая в данный момент установлена чувствительность и т.д. – достаточно бросить взгляд на верхнюю часть камеры. Мы обратили внимание, что во время реальной съёмки мы ни разу не заглядывали в меню, и правда было полное ощущение съёмки старой плёночной зеркалкой, в которой никакого меню, разумеется, нет.

Колёсики крутятся с удобным усилием, случайно не сбиваются, а два колеса слева и одно справа вдобавок надёжно фиксируются маленькими кнопочками-стопорами: чтобы изменить чувствительность, нужно нажать и удерживать меленькую кнопочку около колеса, колёса экспокоррекции и выбора выдержек фиксируются кнопочками в центре. Во всём чувствуется, что инженеры экспериментировали не один месяц, по-всякому крутя и вертя прототипы, и выдали на-гора безупречный результат своих трудов. Браво, Nikon!

Колёсики крутятся с удобным усилием

Оборотная сторона наличия колеса выбора скорости затвора – выдержек не хватает :-)  «Куда вам ещё выдержек?», – спросите вы. Приведём пример: при съёмке панорамы мы как правило замеряем экспозицию центрального кадра в режиме приоритета диафрагмы, после чего переходим в ручной режим и выставляем найденные только что значения экспозиции, затем отключаем автофокус и пошли снимать кадры внахлёст. Предположим, камера придумала выдержку 1/80, а на колесе такого значения нет, как быть? Именно для таких случаев предусмотрено специальное значение 1/3 STEP, установив которое, можно главным колесом управления (тем, что около большого пальца) настроить и 1/80, и все остальные выдержки на любой вкус, как во всех современных зеркалках.

2. Кнопка фиксирования автофокуса. Маленькая круглая кнопочка AF-ON находится под большим пальцем правой руки и дублирует полунажатие на кнопку спуска затвора. Разумеется, полунажатие на кнопку спуска тоже работает, но снимать, управляя двумя пальцами оказалось мега-удобно. Нажатие большим пальцем – бип – нажатие указательным на спуск сразу до конца – щёлк. Говорят, что это стиль съёмки репортажных фотографов; так или иначе, но работать таким образом и правда очень классно.

А вот режимы работы автофокуса переключаются хитро, до этого довольно сложно дойти методом «научного тыка», уж больно замысловато всё придумано. Раскроем секрет :-) Прежде всего нужно найти переключатель с ручного фокуса на автофокус (AF-M), он расположен слева внизу около объектива (см. фото ниже). Внутри этого переключателя расположена кнопочка, которую и кнопочкой-то не воспринимаешь, скорее как элемент дизайна. Так вот, это – кнопочка, её нужно нажать и начать крутить управляющие колеса: переднее меняет количество точек автофокуса, а главное (то, что под большим пальцем правой руки) – режим работы автофокуса AF-C или AF-S. Если всё это мониторить в видоискателе, тут же включится экран, словно мы нажали кнопку INFO. Непривычно, оригинально, однако если разобраться один раз, чрезвычайно удобно!

3. Только PASM, ничего лишнего. А ещё было бы круче ASM: A на каждый день, S для работы с движением, M для студии и творчества. Красота! Переключатель режимов маленький, а крупнее и не надо: он чуть поднимается верх и поворачивается, после чего фиксируется вниз.

4. Яркий большой дисплей и удобное меню. Про дисплей добавить нечего – он классный, яркость можно отрегулировать по ситуации, цвета он не врёт: что видим на экранчике, то примерно и получим. А вот меню в камере Nikon DF на первый взгляд довольно сложное и запутанное, но только на первых порах: все, кто снимал на камеры Nikon, найдут нужный параметр моментально и без проблем. Всем остальным придётся разобраться, где какая функция находится, на это достаточно потратить один вечер. Кстати, меню чрезвычайно подробное, почти любой параметр камеры можно настроить на свой вкус. Например, автоспуск включается рычажком на верхней грани, а длительность таймера указывается в меню, на две дополнительные кнопки (которые около объектива) можно назначить огромный перечень функций, и таких примеров очень и очень много.

5. Удобный надёжный хват. В сети встречаются комментарии коллег, что, мол, хват неудобный, выступ для правой руки недостаточный, аппарат вот-вот вывалится из рук... Заявляем коротко и однозначно: е-рун-да! Камера отлично лежит в руке, и в мужской, и в женской, никаких неудобств не вызывая. Всё-таки проверенная временем классика классикой и остаётся: вынимаем камеру из сумки, снимаем крышку с объектива, поворот рычажка включения питания, и начинаем снимать. И не думаем о хватах, о том, как камеру взять, так или эдак... Берём и снимаем.

6. Нижняя часть камеры. Как правило, все пользователи в первую очередь обращают внимание на верхнюю грань, где сосредоточены органы управления, затем на заднюю, где экранчик, реже – на переднюю, где объектив и как правило всего пара кнопок, ещё реже на боковые части камеры, где традиционно расположены всевозможные разъёмы интерфейсов.

А нам хочется особо отметить нижнюю грань Nikon DF. Во-первых, там очень стильный замок, который открывает дверцу аккумуляторного отсека: он в точности копирует подобные замочки пленочных зеркалок; замок элегантно поддевается ногтем и поворачивается, надёжно и крепко фиксируя крышечку (а вот в открытом состоянии крышечка у нас пару раз вывалилась, петли у неё сильно уступают по надёжности замку). Во-вторых, прорезиненная площадка для каблучка штатива: вроде бы тоже мелочь, однако камера крепко-накрепко фиксируется, не ёрзает, каблучком не царапается, это настолько удобно и комфортно, что не понятно, почему в других камерах так не сделано, неужели патент какой-либо?

7. Съёмка с рук на высоких ISO. Почти все значения ISO рабочие, то есть можно смело задирать чувствительность в условиях недостаточной освещённости и уверенно снимать. Расширенное значение 204800 ISO – это, пожалуй, перебор: шум при такой чувствительности мешает рассматривать фото. А вот значения в диапазоне 6400 – 12800 вполне рабочие, что подтверждает наш тест. Рисунок шума на 12800 даже чем-то напоминает плёночное зерно, он не мешает рассматривать фото, на котором присутствуют почти все детали, к тому же этот шум при желании неплохо корректируется шумодавом программы Lightroom 5.6.

Что не понравилось

1. Отсутствие режима съёмки видео. Специфика нашей работы сыграла в этом моменте не последнюю роль: мы всегда снимаем для наших обзоров и фотографии, и видео ролики, привыкли это делать почти одновременно, и всё одной камерой. Поэтому сам факт такого урезанного функционала ставит в тупик: допустим, куплю я эту камеру, а как же я буду видео снимать? Однако Nikon DF изначально рассчитан именно для того, чтобы снимать фотографии, и только фотографии, а покупатель выберет эту модель, чётко осознавая свой выбор, ведь далеко не всем нужна функция съёмки видео в фотоаппарате.

2. Экранчик не поворотный. При съёмке со штатива в режиме Live View с низкого положения или при съёмке с рук с уровня земли, а также снимая в студии различные предметы или натюрморты очень удобно иметь откидной экран, чтобы комфортно строить кадр и просматривать отснятое, оперативно проверять фокус. Кстати, камера с откидным экраном вовсе не утратила бы своей винтажности и была бы при этом не менее стильная, зато более удобная. Сейчас нужно неловко изгибаться, чтобы что-то разглядеть на экранчике.

3. На колесе выбора ISO нет положения AUTO. Этот режим можно выбрать только через меню, что не оперативно. Верхний предел, выше которого автоматика не будет задирать значения чувствительности, нужно, понятное дело, выбирать в меню, а вот переключение на авто было бы очень круто иметь на колесе. Другое колесо, которое расположено спереди и отвечает за выбор диафрагмы, крутить не удобно совсем: оно тугое, не цепкое для указательного пальца и крутится не в горизонтальной плоскости, а в вертикальной, к тому же постоянно забываешь, в какую сторону больше диафрагма, а в какую меньше.

Колесо выбра ISO. Сверху колёсико поменьше – коррекция экспозиции

3. Нет встроенного Wi-Fi. Минус спорный, так как для тех, кто не может жить без Wi-Fi и интернета, продается внешний модуль WU-1a, он малюсенький и невесомый, подключается элементарно и тут же работает без лишних настроек и драйверов. К тому же вся эта возня с планшетами и сматфонами, давайте говорить честно, всё-таки баловство и развлечение. «Угомонись, посмотри вокруг, подумай о кадре», – словно говорит нам камера.

4. Нет встроенного GPS. А вот эта штука уже нужна для дела, мы неоднократно в своих обзорах отмечали необходимость геотегов в файле фотографии. Особенно это нужно трэвел-журналистам, которым чрезвычайно важно знать, где и когда был снят один из нескольких сотен, а то и тысяч кадров, привезенных из важной командировки. Снимая тестовые пейзажи для данного обзора, мы нашли в лесу живописную реку, и пришлось делать кадр на смартфон, чтобы запомнить координаты найденного места (N60.25510 E28.98585). Как и в случае с Wi-Fi, если крайне нужен GPS, можно использовать внешний модуль GP-1.

5. Плохо читаемые цифры в видоискателе. Традиционная фишка видоискателей зеркалок Nikon, и DF – не исключение. Кто придумал цифру «100» отображать «1оо» – сложно сказать, также не ясно, что мешает отображать её нормально.

6. Нет батарейной ручки. Батарейная ручка для Nikon DF компанией Nikon принципиально не выпускается. Возможно, для кого-то это станет минусом, так как батарейная ручка в ряде случаев полезна и с точки зрения эргономики, и наличием второго аккумулятора. В сети есть информация о том, что выпущены совместимые батарейные ручки, однако какого они качества и насколько совместимы, сказать сложно.

7. Один слот для карт памяти. Это может быть неудобно, если ведётся ответственная съёмка, например репортаж или съёмка свадебного торжества: можно было бы настроить RAW+JPEG на разные карты. Конечно, камера компактна по размерам, и второй слот привёл бы к их увеличению, чего разработчики явно не хотели, имея цель повторить как можно точнее корпус плёночной зеркалки.

Съёмка портрета

Портрет на улице

Осень – время, когда каждый день разный, природа увядает быстро, и если в прошлые выходные мы весело подкидывали опавшие листья, гуляя по солнечным аллеям среди разноцветных деревьев, то в следующие рискуем приехать и увидеть низкое пасмурное небо сквозь голые ветки дубов и клёнов. Нам с погодой в этот раз повезло: мы успели застать и листья на деревьях, и не особо замерзли. Разумеется, в такую красоту мы приехали не одни; похоже, все горожане решили полюбоваться осенним парком перед длинной холодной зимой. Отдыхающих с заднего плана способен убрать наш полтинник: диафрагма F2, и готово – на фотографии кроме нас никого :-) Быстрый и точный автофокус, яркий видоискатель, – портреты снимать одно удовольствие.

Тест автобаланса белого пройден на 5 баллов :-)

Портрет в помещении

Вспышку в кафе в этот раз мы решили не доставать, не хотелось нарушать атмосферу трактира и мешать отдыхающим: свободных мест в воскресный вечер в зале не было. Холодный свет от окна смешивается с жёлтой подсветкой внутри помещения, и нужно поискать ракурс, чтобы на лице не было разноцветных теней. Здесь мы снова столкнулись с тем, что полтинник для съёмки в кафе узковат – красивые чашки, чайник, пирожные с ягодками и столовые приборы в кадр не помещались никак. Пришлось-таки привлечь внимание окружающих, встать и отойти с фотоаппаратом от стола, чтобы сделать пару кадров.

Вечерний портрет

Эта скамейка оказалась излюбленным местом для съёмки свадебного фото. Мы её вовремя заняли и сделали несколько портретов со вспышкой Nikon SB-800. Вспышка работала в авторежиме, вполне предсказуемо и никаких неудобств не вызывая, так что мы вскоре освободили место для фотосессии молодожёнов.

Съёмка природы

Для съёмок природы и впечатляющих пейзажей опять-таки нужен более широкий угол, ну хотя бы 35 мм, полтинник для этой цели всё же узковат. Оказавшись на Финском заливе на закате просто дух захватывает от широты картины, которую природа нарисовала как будто специально к нашему приезду.

Поэтому мы, сделав парочку одиночных кадров, тут же взялись за съёмку панорам, уж очень красиво было вокруг! Автоматических режимов съёмки панорам в Nikon DF, понятное дело, нет, панораму снимаем в ручном режиме и собираем в Photoshop.

Путешествие в старинную усадьбу Демидова

Утро, туман. В живописном парке стоит старая усадьба с заколоченными окнами, перед ней – заброшенный яблоневый сад с яблочками на ветках. Прохладно, руки мёрзнут. Только что взошло солнце, его лучи начинают пробиваться сквозь верхушки деревьев, туман стелется по полю и над рекой, напоминая ожившие полупрозрачные куски ваты. Около поваленного грозой ствола дуба дверь в никуда. И паутина, паутина, паутина... Оказавшись среди такой красоты, мало какой фотограф останется равнодушным. Приведём небольшую подборку фотографий, снятых во время этого путешествия.

ISO 12800, с рук ISO 100, выдержка 1,3 секунды, штатив

И ещё немного осенних фотографий:

Путешествие к разрушенной усадьбе А.П. Полторацкой

Эта усадьба расположена на берегу Безымянного озера в Красном Селе, и данную поездку только с натяжкой можно назвать путешествием, так как это место формально находится ещё на территории Санкт-Петербурга, даже не Ленинградской области. Это здание было построено в конце XVIII века для А.П. Полторацкой, владелицы бумажной фабрики, позднее принадлежала императору Александру I, хотя по своим размерам оно немного не дотягивает до уровня императорских дворцов. А путешествием мы назвали данный вояж по той причине, что после Красного Села мы направились по Таллинскому шоссе в сторону Копорья и вернулись в Санкт-Петербург через Сосновый Бор. Приводим небольшую подборку фотографий из этого путешествия.

Путешествие в усадьбу Мураново

А вот и первый снег: разноцветные листья пока ещё не опали с веток деревьев, и снег ложится на них, образуя причудливые белые шапки. Безветрие, поэтому пока ещё не очень холодно, и можно подольше погулять по пустынным аллеям в парке усадьбы. Нам всегда очень нравится первый снег, он вызывает грустное настроение: осень прошла, впереди долгая снежная зима… Поэтому особенно радуешься, когда сквозь тучи неожиданно пробивается солнце, и первый снег таит просто на глазах: вот и нет никакой зимы, зима ещё далеко, зима ещё не скоро... Замечательное время – осень, и мы очень рады, что нам удалось поснимать такую красоту; Nikon DF подарил нам целый месяц радости общения с природой, для чего он и был, в принципе, создан.

Автофокус в Nikon DF

В камере Nikon DF работает 39-точечная система автофокуса Multi-CAM 4800. Чувствительность до –1 EV, совместимость с объективами со светосилой до f/8 и возможность выбрать один из четырех режимов зоны автофокусировки: 1 точка, 9 точек, 21 точка, 39 точек, а также 3D-слежение, есть и автоматический режим.

AF-S – покадровая следящая автофокусировка, используется для съёмки неподвижных объектов. Запомнить просто: S – от английского single, одиночный. Если кнопка спуска затвора нажимается наполовину, фокусировка блокируется, и можно перекомпоновать кадр, после чего нажать кнопку спуска до конца, сделав снимок. При настройках по умолчанию снимок можно будет сделать только если отображается индикатор фокусировки, то есть автофокус сработал.

AF-C – непрерывная следящая автофокусировка, используется для съёмки движущихся объектов. Соответственно, запоминаем: C – от английского continuous, непрерывный. Фотокамера фокусируется непрерывно, пока спусковая кнопка затвора нажата наполовину; если объект движется, то камера включит прогнозирующую следящую фокусировку, чтобы попытаться предсказать расстояние до объекта и сфокусироваться. При настройках по умолчанию кадр можно снять в любом случае, вне зависимости от того, в фокусе объект или нет.

Автофокус в режиме Live View

Фокусировка в режиме Live View отличается от фокусировки с помощью видоискателя, так как у нас не беззеркальная камера, а настоящая зеркалка. Визируя по видоискателю, мы смотрим через объектив и работам с быстрым фазовым автофокусом. В режиме Live View камера поднимает зеркало и показывает на экран картинку с матрицы, фокусируясь по контрасту. Фокусировка в этом случае происходит немного медленнее, зато есть несколько преимуществ. Во-первых, можно использовать определение лиц в кадре, во-вторых, при съёмке со штатива статичных пейзажей удобнее включить Live View и комфортно строить кадр, вывести поверх изображения уровень, ведь скорость фокуса нам здесь совсем не нужна. Автофокус в режиме Live View вовсе нельзя называть медленным, просто в случае с видоискателем он молниеносный, к этому почему-то мгновенно привыкаешь и начинаешь ждать чудес и от режима «живого просмотра».

Фокусировка в режиме Live View

Ручной фокус

Снимать с ручным фокусом всевозможные предметы удобно, используя Live View, в этом случае для более точной фокусировки можно сильно увеличить изображение на экранчике. И что особо удобно, рамку увеличения можно передвигать по изображению с помощью джойстика, чтобы выбрать нужный объект для фокусировки.

Китовый объектив AF-S Nikkor 50mm 1:1,8 G

Всем известно, что 50 мм – стандартное фокусное расстояние, классика. Это происходит потому, что в видоискатель мы видим примерно так, как видим своими собственными глазами: перспектива не сужается, не расширяется, то есть не меняется никак. Другими словами, мы просто «вырезаем» из окружающей природы наш кадр и фиксируем его матрицей камеры. Научившись смотреть на мир таким образом, можно очень удобно снимать на полтинник: вот он кадр, перед тобой, только в воображении отсеки всё вокруг и сними его камерой.

На полтинник в принципе можно снимать любые сюжеты: и пейзажи, и портреты, и всевозможные натюрморты, и репортаж. Не даром всем новичкам рекомендуют купить зеркалку не с китовым объективом, а с полтинником F/1.8. Зум делаем ногами, не ленимся нагибаться и думаем головой.

Пример ниже: приоритет диафрагмы A, ISO 100, 1 сек. при F/10, штатив.

Nikon DF и мануальная оптика

С камерой Nikon DF удобно использовать старые объективы Nikkor без микропроцессора, а также объективы под другие байонеты через переходник, с которыми, как правило, в других зеркалках не работают ни автофокус, ни автоэкспозиция. Но наша подопечная продвинутая в этом плане: Nikon DF позволяет в меню указать минимальную диафрагму и фокусное расстояние объектива, присвоить ему номер, после чего в ручном режиме или в режиме приоритета диафрагмы камера будет верно определять экспозицию, останется только вручную наводиться на резкость. Диафрагму нужно будет менять кольцом на объективе, а чтобы камера правильно вычислила выдержку, дублировать свой выбор управляющим колесом на самой камере, то есть устанавливать диафрагму нужно будет обязательно в двух местах.

В зеркальных камерах в видоискателе нет помощника для ручного фокуса (фокус-пикинга), как в беззеркальных камерах с электронным видоискателем, которые умеют окрашивать объекты в фокусе белым цветом. В Nikon DF видоискатель оптический, и помощь можно ждать только от самого себя, своего опыта и зоркости. А вот сделать фокус-пикинг для съёмки в режиме Live View вполне можно; надеемся, инженеры Nikon добавят такую функцию в следующей версии.

Внимание! Прежде чем устанавливать объектив без микропроцессора, нужно защёлкнуть в корпус рычажок сопряжения замера, который находится на байонете. С родным для камеры объективом рычажок должен быть обязательно опущен вниз, как на фото ниже. Конструкция этого рычажка выглядит довольно хлипкой, следует защёлкивать его аккуратно, чтобы не повредить. Инженерам Nikon имеет смысл доработать эту функцию, сделав рычажок как-то более надёжно.

Nikon DF и оптика M42

Мы попросили у знакомых для этого теста два советских фикс-объектива с резьбой M42: Гелиос-44М-4 2/58 и Юпитер-37АМ 3.5/135, к ним прилагались переходные кольца для байонета F, однако поснимать на эти объективы у нас не вышло. Для полноценного использования объективов M42 с камерами Nikon нужен специальный переходник с линзой внутри. С обычным переходником (без линзы, который у нас и был) невозможно сфокусироваться на бесконечность, можно снимать только объекты вблизи, например для Гелиоса это расстояние всего 1,5-2 метра. Разумеется, линза внутри переходника будет вносить искажения в картинку, что неизбежно, и с этим придётся мириться, если использовать оптику с резьбой M42.

Тест чувствительности ISO

50 64 80
100 125 160
200 250 320
400 500 640
800 1000 1250
1600 2000 2500
3200 4000 5000
6400 8000 10000
12800 16000 20000
25600 51200 102400
 
204800

Сравнение двух кадров, снятых с разным значением ISO:

ISO 12800, 1/100 сек. ISO 50, 10 сек.

Высокие значения ISO могут использоваться, например, для работы с движением воды в кадре, как это показано на примере выше.

ISO 50, выдержка 2,5 сек. при F/8

Street

Термин «стрит» происходит от английского street – улица, фотографы так называют спонтанный репортаж, когда мы просто гуляем с камерой по городу и снимаем уличную жизнь, прохожих, какие-то события вокруг и другие подобные сюжеты. Бытуют даже жаргонные словечки «стритить», «стритер», «стрит-фотограф» и другие производные. Разумеется, днём подобный репортаж можно снимать чем угодно, хоть сотовым телефоном, да некоторые так и делают, ведь в этом случае играет роль не столько качество камеры и оптики, сколько умение видеть интересный кадр и способность оказаться в нужном месте в нужное время, чтобы снять что-то любопытное. Другое дело вечером и ночью – здесь уже начинает иметь значение светосильная оптика и возможность камеры снимать на высоких ISO.

Итак, друзья, Nikon DF – это камера для стрита :-) Полтинник 1.8, конечно, немного узковат (для стрита больше подходит блинчик 22 мм, который как правило и используют стритеры), зато светосила что надо. И чувствительность ISO 12800 – это просто сказка. Посмотрите наши примеры ниже: конечно, мы не стрит-фотографы, у каждого своё призвание, однако ходить по городу и снимать с рук любой приглянувшийся кадр – это круто. Режим М, диафрагма 2, выдержка 100, RAW, ручной фокус на бесконечность и ISO AUTO. Камера на шее, увидел кадр – щёлк – пошёл дальше. Обратите внимание на детализацию и красивый рисунок шума. Для большего драматизма мы перевели наши картинки в чёрно-белое :-)

Скоростная съёмка

Камера может снимать серии кадров в двух режимах – CL и CH, в первом скорость выбирается в меню (можно установить от 1 до 5 кадров в секунду), во втором – 5,5 кадров RAW (14 бит, обычное сжатие) в секунду. Мы сразу установили CH, режим M, выдержку 1/200 и попробовали поснимать.

Камера снимает серию из 23-25 кадров с максимальной скоростью, после чего продолжает снимать примерно 1 кадр в секунду, в буфер помещается 38 кадров. Можно продолжать снимать и снимать, камера будет переписывать кадры из буфера на карту, помещая в буфер новый кадр и так далее. Можно ограничить количество снимков, которое будет снято в одной серии – от 1 до 100, это делается в меню. Использование более быстрой карты памяти ускорит процесс записи данных.

Лампочка, которая сигнализирует, что происходит процесс записи данных на карту памяти, находится на задней части корпуса справа под джойстиком и очень хорошо видна.

Расширенный динамический диапазон

Съёмка HDR с брекетингом экспозиции

Брекетинг экспозиции в камере Nikon DF настраивается хитро. Прежде всего нужно нажать левой рукой кнопочку BKT и удерживать её. Далее передним колесом настроить вилку: 0,3, 0,7, 1,0, 2,0, 3,0. BKT не отпускать. После этого главным колесом (то есть тем, которое под большим пальцем правой руки) нужно настроить количество кадров – 3 или 5. Это всё можно делать как в режиме Live View, так и в обычном режиме, в последнем случае лучше вывести на экран таблицу настроек кнопкой INFO. Последний шаг – включить таймер, и фотоаппарат готов к съёмке HDR.

Минусом можно назвать тот факт, что камера всегда отсчитывает время между экспозициями, она не может как пулемёт снять их все одну за другой. Это будет не удобно при съёмке динамичных HDR, например штормового моря в пасмурную погоду (кстати, попробуйте – классные HDR выходят) – экспозиции из-за дельты по времени получатся слишком разные, и склеить их будет непросто. Эту самую дельту можно настроить в меню, но вот отключить совсем почему-то нельзя.

Для склейки HDR мы используем утилиту Merge to HDR Pro программы Adobe Photoshop CS6, в некоторых случаях – HDR Efex Pro из комплекта Google Nik Collection.

Съёмка HDR с тремя экспозициями

-2EV 0EV +2EV

Съёмка HDR с пятью экспозициями

-2EV -1EV 0EV +1EV +2EV

Вот ещё один HDR, который мы сняли за время тестирования Nikon DF:

Активный D-Lighting

Активный D-Lighting сохраняет детали затененных и засвеченных объектов, позволяя создавать фотографии с более естественным разбросом яркостей. Этот режим как правило используется при съемке в JPEG каких-либо сюжетов с высоким контрастом, например ярко освещенный пейзаж через арку или окно или объекты в тени деревьев в солнечный день. Активный D-Lighting можно включить и при съёмке в RAW, что не совсем логично, так как никакого влияния на сырой файл данная функция не оказывает.

OFF Умеренный Нормальный
Усиленный Сверхусиленный 1 Сверхусиленный 2

Расширенный динамический диапазон (HDR)

Эта функция только для съёмки в режиме JPEG. В режиме Авто камера установит вилку примерно 2EV, в меню также можно задать вилку 1EV, 2EV, 3EV. Камера автоматически сделает два снимка и тут же склеит из них один HDR в формате JPEG, для удобства съёмки со штатива можно пользоваться автоспуском.

HDR OFF HDR, автоматические настройки

На наш взгляд, лучше снимать с брекетингом экспозиции и собирать HDR в специальной программе, так как почти все современные программы по склейке HDR умеют бороться со смазом в кадре из-за движения веток, людей и других объектов. Обратите внимание на пример справа: даже незначительное движение веток дерева из-за ветра приводит к двоению изображения.

Мультиэкспозиция

Этот режим для любителей творческих экспериментов – два или несколько кадров соединяем в один, как будто при съёмке на плёнку мы забыли перевести кадр, вернее, не перевели его намеренно. Подобного эффекта при желании можно добиться и в Photoshop, соединив хоть 2, хоть 40 файлов. В данном случае, видимо, на первый план выходит желание фотографа сразу при съёмке получить интересный эффект, без применения программ и обработок, используя только камеру и своё воображение.

Мультиэкспозиция включается в меню, можно настроить наложение от 2 до 10 снимков, при этом на выходе получаем один готовый склеенный файл в формате RAW. Интересно, что мультиэкспозицию нельзя снимать в Live View, пользуемся только видоискателем. Максимальное время между съёмкой двух кадров по умолчанию составляет 30 секунд, это время можно увеличить с помощью пользовательской настройки c2 (таймер режима ожидания), однако на Nikon DF в любом случае не получится снимать мультиэкспозицию как на плёнку, когда можно снять первый кадр в одном месте, затем другой кадр хоть через неделю и совершенно в другом месте.

Тем не менее, съёмка сюжетов в стиле мультиэкспозиции отлично развивает абстрактное мышление, так как довольно сложно представить себе будущий кадр и найти натуру для съёмки. Рекомендуем всем начинающим фотографам попробовать свои силы в съёмке мультиэкспозиции.

Интервальная съёмка

Интервальная съёмка, или Time Lapse, – весьма увлекательное занятие, однако развлечением его назвать нельзя, так как ролики в стиле Time Lapse очень эффектно смотрятся в любом профессиональном видовом, документальном или в игровом фильме. Некоторые даже делают целые фильмы, составляя их только из Time Lapse.

Из всех камер, которые умеют снимать Time Lapse, нам больше всего понравилась Sony a6000, в которой нужно использовать дополнительную платную программу, купив её на сайте Sony PlayMemories. Хороша данная программа тем, что она умеет автоматически подстраивать экспозицию по ходу съёмки, а также сразу клеить отснятый материал в готовый видеофайл, который можно смело вставлять в вёрстку фильма. Кстати, такой же функционал будет и в других беззеркалках Sony (a7, a5100), так как используемая программа для них одна и та же, стоит она в районе 400 рублей.

В камере Nikon DF также есть функция интервальной съёмки, и настраивается она в очень широких пределах: можно даже назначить начало съёмки на определенное время, помимо этого настраиваются количество кадров и дельта по времени между кадрами. Только вот готовый фильм камера не склеет, придётся скопировать отснятые файлы на компьютер и собирать ролик Time Lapse самостоятельно, например в Adobe Premiere или After Effects.

Фликер. Ещё один момент – так называемый «фликер» (flicker), то есть эффект мерцания картинки, вызванный тем, что диафрагма в объективе при съёмке каждого следующего кадра закрывается чуть-чуть по-разному, что совершенно не заметно при просмотре фотографий, зато весьма сильно заметно при просмотре Time Lapse, можно сказать на самом деле, что это мелькание напрочь портит ролик. Снимая на камеры Canon, мы использовали спусковой тросик с пультом управления (электроника пульта и управляла камерой) и слегка выкручивали объектив в байонете, фиксируя диафрагму в одном положении, избавляясь таким образом от филикера. Можно использовать программные решения, некоторые приложения умеют делать так называемый Deflicker, то есть программными алгоритмами обрабатывают материал для снижения эффекта мерцания. В камерах Sony всё управление происходит электронным образом, и никакого фликера в роликах Time Lapse нет.

В Nikon DF функция интервальной съёмки – часть электронной программы камеры, поэтому она способна корректно управлять съёмкой, и никакого фликера нет. В нашем видеофильме приведен пример ролика Time Lapse, мы никакие программные алгоритмы не применяли и объектив никуда не выкручивали. Просто установили камеру на штатив и сняли серию из 450 фотографий с интервалом 5 секунд.

Снимая Time Lapse, камера весьма экономно расходует заряд батареи, показывая каждый отснятый кадр лишь на долю секунды, в остальное время экран чёрный. Количество оставшихся кадров удобно контролировать на маленьком дополнительном экранчике на верхней грани камеры.

Система Picture Control

Система Picture Control служит для обработки снимков прямо в камере, причём настройки делаются для тех снимков, которые только ещё будут сняты. В Nikon DF есть предустановки режимов системы Nikon Picture Control:

Если съёмка ведётся в формате JPEG, файл будет записан на карту согласно установленным настройкам, другими словами, если был установлен Монохром, картинка будет снята черно-белой, и никаким шаманством с бубном она цветной уже не станет никогда. В случае съёмки в RAW все обработки затронут исключительно preview картинки, сам сырой файл будет снят вне зависимости от Picture Control.

Однако в случае с RAW всё не так просто. Если использовать программное обеспечение Nikon, например Capture NX-D, то все настройки Picture Control будут сохранены, и файл RAW откроется в программе согласно этим настройкам. Более того, Capture NX-D всеми силами будет цепляться за эти самые обработки, и отменить их, вернув RAW в сырой вид будет непросто: нужно открыть вкладку Picture Control, в ней выбрать «Latest Picture Control», и там уже выбрать «Flat». Если использовать Lightroom 5.6, файл RAW будет открыт как обычный RAW, все настройки Picture Control будут утеряны.

Каждый из стандартных пресетов можно отредактировать на свой вкус и сохранить в качестве пользовательского пресета: в любом из них можно отрегулировать резкость, контраст, яркость, насыщенность и оттенок согласно собственным предпочтениям. Интересная фишка – пользовательские пресеты можно скопировать на карту памяти и обмениваться с другими пользователями. Также эти пресеты можно настраивать на компьютере с помощью программы Picture Control Utility 2 (см. экранныи ниже) и использовать при работе в программах ViewNX 2 и Capture NX-D.

Nikon Picture Control Utility 2. Создание собственного пресета на основе стандартного пресета Monochome

Nikon Capture NX-D. Применение только что созданного пресета к фотографии

Создание обработанных копий

Nikon DF также позволяет обрабатывать прямо в камере отснятый материал. Доступно: D-Lighting, подавление «красных глаз», кадрирование, монохромный, эффекты фильтра, цветовой баланс, наложение изображений, обработка NEF (RAW), изменить размер, быстрая обработка, выравнивание, управление искажениями, «рыбий глаз», цветовой контур, цветной эскиз, управление перспективой, эффект миниатюры, выборочный цвет, наглядное сравнение. В результате обработки камера создаст обработанные файлы JPEG. Нам данный функционал показался не слишком уместным в камере уровня Nikon DF, вряд ли фотографы будут его использовать, разве что может для чего-нибудь понадобиться режим обработки RAW прямо в камере.

Аккумулятор

Литий-ионный аккумулятор EN-EL14a ёмкостью 1230 mAh держит заряд весь съёмочный день, если не особо часто пользоваться Live View. На одном заряде аккумулятора мы снимали примерно по 400-500 RAW в день, и к вечеру камера начинала просить подпитки. Осенью температура была примерно +4–12 °С. Однако на своих презентациях компания Nikon заявляет о 1400 кадрах на одном заряде батареи; нам это проверить не удалось, так как не было такого количества сюжетов вокруг. Наш рекорд – около 400 кадров RAW за день съёмок + в тот вечер мы ещё сняли Time Lapse из 450 кадров RAW, всё это на одном заряде.

Во время съёмки постоянно включать-выключать камеру смысла нет – она засыпает и не расходует энергию в режиме ожидания, пока фотограф найдёт нужный ракурс (время, через которое камера заснёт, можно задать в меню с помощью настройки c2). Просыпается камера мгновенно, как, впрочем, и включается – менее чем за секунду. Индикатор заряда всегда показывается на маленьком экранчике, что очень хорошо, однако некоторые продвинутые камеры сегодня умеют вычислять, сколько кадров примерно осталось на данном уровне заряда. Nikon DF так не умеет, хотя пока мы про такую фишку не узнали, что такое в принципе возможно, она нам и не нужна была. Проще – иногда лучше.

По шнурку USB камера не заряжается, ей нужно только 220V, при этом аккумулятор нужно вынуть из батарейного отсека камеры и вставить в зарядное устройство. Вынимая и вставляя аккумулятор, в очередной восхищаемся стильным и удобным замком батарейного отсека. В поездке зарядник нужно всегда иметь с собой, а лучше ещё и запасной аккумулятор – карман он не оттянет, зато сможет выручить в случае необходимости.

Татьяна Царская – ведущая передачи «Фото Огонь!»

Не забудьте посмотреть также нашу передачу «Фото Огонь!»

Выводы

Плюсы

  1. Отличное качество снимков
  2. Широкий диапазон честных рабочих ISO
  3. Уникальный дизайн, управление колёсиками на корпусе
  4. Только PASM и никаких автоматических режимов и встроенных стилей наподобие «портрет», «пейзаж», «еда» и т.п.
  5. Подробное меню, почти все параметры камеры можно настроить под себя
  6. Классный полтинник AF-S Nikkor 50mm 1:1,8 G в комплекте

Минусы

  1. Камера не снимает видео
  2. Экранчик не поворотный
  3. Броский яркий узнаваемый дизайн в некоторых случаях может послужить и минусом – камера привлекает внимание, не заметить её невозможно, особенно в серебристом корпусе
  4. Слабоватый аккумулятор, хилые петли крышечки батарейного отсека, нет батарейной ручки
  5. Отсутствие встроенного GPS
  6. Один слот для карт памяти

Для кого предназначена Nikon DF

Эту камеру выбирают сердцем: приняв решение о покупке Nikon DF, фотограф будет с удовольствием пользоваться ей долгое время и гордиться своей камерой. Её купит тот, кто ценит оригинальный стиль классических зеркалок Nikon, кто требователен к эргономике и качеству снимков, к тому же предпочитает выделяться из толпы. Одна из лучших полнокадровых матриц в отрасли, быстрый автофокус и классический дизайн, совместимость с объективами и аксессуарами Nikon делают эту камеру отличным выбором как для продвинутых фотолюбителей и энтузиастов, так и для профессионалов.

Оценки по 10-бальной шкале от FotoExperts

  1. Эргономика – 9
  2. Меню настроек – 10
  3. Качество исполнения корпуса – 10
  4. Качество съёмки фото – 10
  5. Китовая оптика – 10
  6. Экран, видоискатель – 8
  7. Работа автофокуса – 10
  8. Съёмка с высокими значениями ISO – 9
  9. Аккумулятор – 7
  10. Интерфейсы – 9

Итого: 92%. Отличный выбор для любого вида фотосъёмки.

От авторов: мы ждём развития этой модели и появления на рынке следующей версии Nikon DF, возможно Nikon DF2. И если она будет способна снимать видео и будет оснащена поворотным экраном, но при этом сохранит свою винтажность, оригинальность и бескомпромиссное качество, будет повод всерьёз задуматься о переходе на Nikon. Да, и пусть там будут две карты памяти и совместимая батарейная ручка :-)

Любовь Дмитровская

В съёмке нам помогали

Любовь Дмитровская – спасибо за профессиональное отношение к делу, отличную осеннюю прогулку и великолепное настроение на снимках!

Татьяна Царская – ведущая передачи «Фото Огонь!»

Благодарим представительство компании Nikon в России и лично Рустама Котова за предоставленную технику и оказанное доверие

Благодарим интернет-магазин фототехники moo-v-maker.ru за помощь в съёмках видеоролика

© Константин Биржаков, Никита Биржаков, октябрь 2014 г. Я в Google+
Обзор подготовлен специально для сайта fotoexperts.ru
Все права защищены.
Все снимки в статье сделаны авторами.
Запрещено любое копирование любой части данного обзора в любых СМИ без письменного разрешения авторов.
Тест статьи защищён с помощью «Яндекс-оригинальные тексты»: Текст от 26.10.2014, 00:32

Комментарии

Юрий (гость сайта) :: 09 июня 2015

Отличный обзор. Отличные снимки. Читал всё, что есть в сети о Nikon Df. Этот обзор один из лучших! Я еще не приобрел этот аппарат, но это только дело времени, вопрос решен по факту выхода камеры в продажу. Для меня, фотографа с 35-летним стажем, работавшим на Nikon F3 и FM-2 Nikon Df просто подарок! Спасибо.

Юрий, во время общения с камерой не покидало ощущение, что в Никоне создали группу разработчиков, которой разрешили сделать камеру своей мечты. Выдали денег и ресурсы - творите. Хотите лучшую в мире матрицу - ставьте. Камера вышла такая уютная, своя, не знаю как еще сказать. Честно скажу, я жду версию 2, надеюсь, что там сделают съёмку видео, так как мы много снимаем видео. И мой старый добрый Марк2 поменяю на ДФ2.

Юрий Суворов (гость сайта) :: 22 июня 2015

Спасибо за ответ! Мне уже за 60, но все еще довольно активно работаю с детским и свадебным фото. В молодости большая фотография Nikon F-3 с автографом итальянского дизайнера из кузовного ателье Pininfarina, создавшего облик этой камеры, висела у меня над столом, как произведение искусства. Таковым, на мой взгляд, является и Nikon Df. Хотя я тоже до сих пор работаю на классический Canon 5D. А о такой камере мечтал лет 10. Мне даже не нужна вторая версия, т.к. видео не снимаю и меня в нем устраивает ровным счетом все. Еще раз спасибо!

Koba (гость сайта) :: 19 июля 2016

о каких минусах может идти речь, если в камере установлена матрица от камер стоимостью 6000 долларов? Другими словами - это лучшая камера от Никон для обычных людей, да и маленькая она и легкая по сравнению с теми монстрами, и выглядет так, что на улице людей не отпугнет. Кадры из него обрабатываются как угодно, нет даже намека на бандинг, при умелой обработке 25600 можно обрабатывать как угодно, поскольку даже при таком ИСО так или иначе динамический диапазон сохраняется на достаточно высоком уровне, нет цветового сдвига. Что еще надо?...

Полностью в Вами согласен. Могу сказать от себя лично – я свою Марк 2 не поменяю ни на что, пока она будет работать и служить верой и правдой. Но ДФ не даёт покоя. Если будет версия ДФ2 со съёмкой видео – она будет моя :-) Спасибо за коммент! Удачи!

Василий (гость сайта) :: 22 января 2017

Начал я полнокадровую жизнь с д800. Камера понравилась всем кроме многопиксельности. Каждый второй кадр с микросмазом. Выдержки длинне 1/125 - 2 из 3 с микросмазом. Имхо, не нужно полному кадру больше 22-24мп. Для этого есть средний формат, а билборды никто с лупой не рассматривает. По скольку на тот момент из доступных вариантом замены были лишь 810 или 610, я решил перейти на марк3. Казалось бы рабочая камера без лишних заморочек. Мне кажеться что в компанию никон заслали казачка от кенон, который постоянно им все портит. Начиная с 600 серии компания все...

Игорь (гость сайта) :: 08 ноября 2018

Здравствуйте Константин и Никита!
Посмотрел ваши обзоры по фотокамерам сделанных фирмой Nikon в 2014 году. а это камеры 610,Df,810!
Честно ребята обзоры как говорится с чувством с толком ,и расстановкой все по полочкам !!! Понравилось очень!
Благодарю вас за полноценные обзоры!
Я сам Никонист*^))) со стажем еще с пленки начинал Nikon f 50 первый мой фотоаппарат за годы накопил целый парк оптики. Мне нужна подсказка ваша в выборе фотокамеры . Имея парк оптики Nikkor + отечественные объективы смысла нет уходит в другую систему!

Тут главный вопрос как будет...

Игорь (гость сайта) :: 08 ноября 2018

Цена сейчас на новую технику вах ну очень дорогая из за курса. Сейчас снимаю на кроп Nikon d 300 АПС кроп. А хочу перейти на полный кадр.Выбор такой: 1. Nikon 810 ? Nikon DF Nikon d 610 по деньгам это легче купить 610,но маловато 24 МП, DF хорош пикселем и всеъяден к оптике ( но это надо проверить, но цена у него в среднем 155 000 р) дорого тоже ,а 16 МП и мало вато будет для больших увеличенний ( художественное фото отлично), но вложения надо как то отработать и оправдать. Или подзатянуть пояс, и купить 810 ку там все *вылечели* в отличии от Nikon d 800/мне довелось поработать год с 800...

Игорь (гость сайта) :: 08 ноября 2018

Цена сейчас на новую технику вах ну очень дорогая из за курса. Сейчас снимаю на кроп Nikon d 300 АПС кроп. А хочу перейти на полный кадр.Выбор такой: 1. Nikon 810 ? Nikon DF Nikon d 610 по деньгам это л да микросмазы есть + надо иметь очень хорошие профф линзы, и дружить со штативом. Смотря что снимать в общем.
Я профессионально работаю фотографом жанры снимаю все кроме видео! Есть фотоателье .
810( 160 000р) мне нравится, но вот сборка Тайланд не очень. С пленочной эпохи повелось так ,что Nikon это легенда надежности сборки made in Jpan !^) У меня Nikon d 300 был сделан(Тайланд) так я...

Игорь (гость сайта) :: 08 ноября 2018

его 8 раз чинил +резинки это *бич* Вы держали эти камеры в руках, что подскажите +_ фототехники и ваш личный выбор.
Сейчас прошло после обзора еще 4 года:) Да и Никон запустил Z серию 7 дорого, и потом это уже беззеркальная система !!!
Спасибо большое буду вам благодарен за ответ! thumbsup

Игорь (гость сайта) :: 08 ноября 2018

Извините пожалуйста , что много накатал письма !
1 Как все эти три фотоаппарата работают с объективами пленочных лет(NIKKOR и отечественной оптикой выпущенной в 80 годы?
2 Какое делали самое большое увеличение на фотобумаге 60 х 90 см
например?
Делали вы в этом направлении тесты или еще чего?
СПАСИБО БОЛЬШОЕ!

Сергей (гость сайта) :: 16 сентября 2020

абсолютно никчемный аппарат за эти деньги.в 2014 году nex от sony \в 3 раза дешевле\ давал больший функционал

Ваш комментарий:
Смайлы Комментарий
Максимум 1000 знаков
Ваше имя: *
Ваш e-mail:
Не публикуется. Укажите e-mail, если хотите получить ответ редактора на свой комментарий
Повторите
секретный код:
 *