Мы продолжаем серию обзоров зеркалок компании Nikon, и сегодня рассмотрим бюджетную зеркальную фотокамеру начального уровня Nikon D3300. В прошлых статьях мы подробно рассказали о D5500, а также о многих современных полнокадровых моделях этой компании. Сегодняшний обзор D3300 станет итоговым – таким образом мы рассмотрим всю линейку зеркалок компании Nikon – от камер начального уровня до продвинутых профессиональных моделей D810 и DF. Теперь и у нас, и мы надеемся, что и у наших читателей тоже, сформируется полная картина модельного ряда Nikon – мы сможем сравнивать камеры между собой и делать правильные выводы.
Все три любительские модели – D3300, D5500 и D7200 – имеют одинаковые матрицы с разрешением 24 мегапикселей, у них нет сглаживающего низкочастотного фильтра перед матрицей, у них установлены одинаковые процессоры обработки изображений EXPEED 4, они обеспечивают одинаковый диапазон чувствительности ISO, и по идее фотографии должны получиться идентичными. Вот мы и проверим, а стоит ли переплачивать и покупать более дорогие модели, если даже самая доступная D3300 может делать снимки такого же качества, как и её старшие коллеги?
Ссылки на наши предыдущие обзоры см. в приложении к данной статье, а мы приступим к тестированию!
В видеофильме кратко рассмотрены эргономика камеры Nikon D3300, принципы настройки основных режимов, приведены примеры съёмки фото и видео. Фильм снят авторами и является приложением к данной статье.
Предлагаем подписаться на наш канал ФотоОгонь!, чтобы всегда быть в курсе всех обновлений.
Все снимки сделаны на камеру Nikon D3300 (прошивка 1.01) в комплекте с объективами 18-55 (AF-S DX NIKKOR 18–55mm f/3.5–5.6G VR II) и 18-140 (AF-S DX NIKKOR 18-140mm 1:3.5-5.6 G ED VR), использовалась карта памяти SDHC UHS-I Transcend SDHC 32Гб 300x Class 10. Съёмка в большинстве случаев велась в формате RAW (NEF), проявка в программе Adobe Lightroom 6.5, все фото приводятся без художественной обработки, как были сняты на камеру, для портретов была проведена необходимая ретушь.
Камера маленькая, компактная и лёгкая, её очень удобно держать в руке. Корпус, конечно, выполнен не из метала, а из пластмассы, хват и место под большой палец правой руки обрезинены, камерой можно запросто управлять одной рукой. Небольшие размеры D3300 будут удобнее для женских рук, однако и мужчинам её держать вполне удобно. Небольшой вес фотоаппарата позволит всегда брать его с собой, особенно это пригодится в путешествии – вес камеры на шее практически не ощущается.
Камерой управлять настолько просто, что практически не требуется никакого времени для того, чтобы к ней привыкнуть и начать снимать. Конечно, у авторов большой опыт съёмки на зеркалки Nikon, а также и на камеры других брендов, и новичку будет несколько сложнее. Тем не менее, эта камера идеально подойдёт для фотолюбителей, которые снимают изредка, от случая к случаю, – им не придётся каждый раз подолгу вспоминать, где находится какая настройка и какое колесо за что отвечает: взяли в руки камеру, включили тумблер питания и тут же стали снимать.
Меню в камере стандартное никоновское, здесь только всё самое необходимое. Один раз сделав нужные настройки, в меню залезать в-общем-то и незачем, хотя есть ряд параметров, таких как Активный D-lighting и Picture Control, которые настраиваются только в меню, об этом более подробно мы поговорим ниже.
Основные параметры съёмки настраиваются с помощью информационного экрана, он вызывается по кнопке i, временно отключить его можно кнопкой INFO рядом с кнопкой спуска затвора. Внешний вид этого экрана можно настроить – предлагаются графический или табличный вид отображения, а также можно выбрать цветовую гамму, причём всё это делается отдельно для творческих режимов P/S/A/M (например выбрать чёрный), и отдельно для автоматических режимов и сюжетных программ AUTO/SCENE/EFFECTS (например выбрать светлый), что очень удобно, так как сразу понятно, в каком режиме в данный момент ведётся съёмка. В графическом режиме происходит красивая анимация изменения диафрагмы, всё продумано до мелочей и выглядит очень симпатично.
Экран в камере не поворотный, не сенсорный, и он имеет одну неприятную особенность – здесь нет специального датчика поднесения к глазам, камера не выключает экран при визировании по видоискателю. Это будет сильно мешать при съёмке в тёмном помещении – один глаз будет испытывать серьёзные неудобства. Очень жаль, что экран невозможно вообще выключить и визировать только по видоискателю. При съёмке на улице, особенно в яркий солнечный день, эту особенность не чувствуешь и про экран вообще забываешь.
В камере нет встроенного модуля Wi-Fi, как в модели D5500, однако D3300 полностью совместима с внешним модулем WU-1a, который можно приобрести дополнительно и превратить таким образом 3300 в 5500. Ну, или почти превратить :-)
Модуль WU-1a весит 10 граммов и стоит около 3000 рублей, он не нуждается в зарядке, питается от аккумулятора самого фотоаппарата и втыкается в USB-разъём, а функционал у него абсолютно такой же, как и у встроенного модуля в D5500. Можно при желании управлять камерой со смартфона (iOS или Android), однако основная задача в путешествии – посмотреть отснятые за день фотографии, выбрать нужные, тут же переписать их на свой смартфон, а дальше… надеюсь, никому не нужно рассказывать, как обработать фото и выложить в социальные сети, чтобы порадовать друзей, родных и близких и рассказать им о своём отдыхе, поделиться впечатлениями и эмоциями. Был бы доступ в интернет, а с этим сегодня как правило нет проблем в любой гостинице или торговом центре.
Для любителей брать с собой в путешествие ноутбук можно посоветовать установить в камере формат RAW+JPEG, таким образом можно быстро делиться фотографиями, переписывая JPEG-и на простенький ноутбук с помощью шнурка или картридера и не возиться с долгим просмотром и обработкой тяжёлых RAW файлов. Зато дома уже обработать RAW файлы понравившихся фото. Также в самой камере предусмотрена конвертация RAW в JPEG.
Отличные яркие естественные цвета! На Nikon D3300 снимать портреты одно удовольствие, комментарии тут, как говорится, излишни.
Во время прогулки постоянно возникало желание оставить на камере объектив 18-140, но нам удалось сдержать этот порыв, так как хотелось показать, как камера снимает в комплекте с китовым 18-55, а на 18-140 мы сделали только несколько кадров для сравнения.
Объектив 18-55 Фокусное расстояние 55 мм |
Объектив 18-140 Фокусное расстояние 100 мм |
---|
Приезжайте в Питер и обязательно побывайте в Летнем саду!
В помещении, как правило, темно и сложный для автоматики камеры баланс белого – это могут быть лампы накаливания или офисные флуоресцентные лампы. Если недостаток света можно компенсировать повышением чувствительности, то с балансом белого лучший вариант – это съёмка в формат RAW, который потому и называется «сырой», что записывает всю информацию, поступающую на матрицу, позволяя при обработке настроить все параметры, в том числе баланс белого как нужно.
При съёмке в JPEG можно выбрать один из пресетов баланса белого или положиться на автоматику.
Для портретов в условиях недостаточного освещения и вечером в камере есть встроенная вспышка, можно при желании использовать внешнюю – камера совместима со вспышками Nikon Speedlight, мы использовали модель SB-800. Нам даже удалось задействовать вспышку Canon 580 EX II, она отлично работает с камерой в ручном режиме.
Встроенная вспышка может работать в режиме TTL и ручном, это настраивается в меню, мы оставили TTL, что и рекомендуем сделать новичкам.
Встроенная вспышка настраивается в зависимости от нужд фотографа:
Пример работы вспышки в различных режимах:
Заполняющая вспышка | Подавление эффекта «красных глаз» |
---|---|
Медленная синхронизация + подавление эффекта «красных глаз» | Медленная синхронизация |
Синхронизация по задней шторке + медленная синхронизация | Без вспышки |
Режим медленной синхронизации пригодится в тех случаях, когда хочется проработать на фотографии и задний план, а не только объект на переднем. На практике при съёмке в помещении особо сильной разницы в режимах работы вспышки мы не увидели, а эффекта «красных глаз» не было ни одной фотографии, вне зависимости от режима работы вспышки.
Импульс вспышки также можно регулировать от -3 до +1, это называется «Коррекция вспышки».
Вспышка -3 | Вспышка -2 |
---|---|
Вспышка -1 | Вспышка +1 |
Как можно заметить из примера выше, импульс -3 для съёмки в помещении не годится, он подойдёт, наверное, для яркого солнечного дня, когда стоит задача лишь слегка подсветить объект при съёмке против света. В пределах от -1 до +1 можно смело регулировать импульс исходя из своего замысла. Снято в кафе Библиотека, на 3-м этаже, там очень уютно и прикольно, заходите, не пожалеете.
Вечером, когда зажигаются фонари подсветки зданий, – самое лучшее время для съёмки портрета.
Режим A, со встроенной вспышкой, 1/13 сек при f/5, 45 мм, ISO 800
Мы пришли на набережную заранее, и как только включилось уличное освещение, провели сравнительный тест объектива 18-55 и 18-140 мм. Здесь, как говорится, комментарии излишни – портретное фокусное расстояние на то и называется портретным, что им классно снимать портреты :-)
Объектив 18-55 Без вспышки, фокусное расстояние 50 мм |
Объектив 18-140 Без вспышки, фокусное расстояние 120 мм |
---|
При съёмке вечером нужно внимательно следить за работой Auto ISO – если установить в настройках верхнюю границу ISO 12800, камера не церемонясь и с удовольствием задирает чувствительность до предела! Мы рекомендуем ограничить аппетит фотоаппарата значениями 3200 или в крайнем случае 6400. Интересно, что «в поле», при просмотре на экранчике, шума при ISO 12800 не видно, и создаётся ощущение, что кадр получился ярким и качественным.
И напоследок: отличия без вспышки – со вспышкой, одни и те же настройки, с одной точки.
При съёмке вечерних пейзажей мы, как правило, используем штатив и таймер автоспуска, чтобы не сдвинуть камеру нажатием на кнопку спуска затвора, или устанавливаем камеру на каком-то предмете, например кладём на рюкзак или сумку. Задержку автоспуска можно установить на 2, 5, 10, либо на 20 секунд, это настраивается в меню. Точно так же, как и в модели D5500, автоспуск каждый раз перед каждым новым использованием нужно включать заново, камера не запоминает эту установку.
Конечно, если есть спусковой тросик, который нужно купить дополнительно, делать вечерние кадры будет проще, автоспуск будет не нужен.
Чувствительность ISO в камере можно выставить от 100 до 25600, причём значение 25600 отображается как «Hi1». Доступно автоматическое управление ISO, эта функция включается в меню, но только для фотографий, не для видео. Если задействовать автоматическое управление ISO, камера позволит указать максимальную чувствительность и максимальную выдержку, которую, в свою очередь можно установить в авто. Уфф… новичку будет весьма непросто! Зато работает авто ISO классно именно для новичка.
Тест чувствительно ISO мы снимали два раза – с включённой и выключенной функцией подавления шума для высоких ISO. Ни малейшей разницы обнаружить не удалось, поэтому приводим первый тест. Режим А, F/8, RAW, фокусное расстояние 22 мм. В примерах ниже щелчок по фото откроет фото в масштабе 1:1.
ISO 100 | |
---|---|
ISO 200 | |
ISO 400 | |
ISO 800 | |
ISO 1600 | |
ISO 3200 | |
ISO 6400 | |
ISO 12800 | |
ISO 25600 |
На примере ниже мы демонстрируем различные варианты съёмки вечернего города: слева кадр, снятый со штатива с ISO 100 и выдержкой 30 секунд, справа – кадр с этой же точки с ISO 12800 и более короткой выдержкой.
ISO 100, выдержка 30 секунд | ISO 12800, выдержка 1/6 секунды |
---|
И напоследок приведём ещё несколько вечерних пейзажей.
Ночной Питер в сумерках
Закатная классика
Съёмка в режиме Live View – один из самых проблемных моментов в камере Nikon D3300. Режим Live View очень медленный, его можно использовать, наверное, лишь для неторопливой съёмки натюрмортов в студии или видов природы, например заката или рассвета, или макросъёмки. Разумеется, видео мы снимаем только в Live View, но об этом ниже.
Режим Live View включается довольно удобной кнопкой на корпусе камеры, далее нужно построить кадр и сфокусироваться полунажатием кнопки спуска затвора. Далее, после полного нажатия, камера неспешно сделает кадр, потом так же неспешно поднимет зеркало, включит живой просмотр, в это время показывая отснятый кадр на экране – всё это занимает примерно 5-6 секунд. Для репортажа, съёмки динамических сюжетов, портретов это явно не подходит.
Тестируя зеркалки Nikon, мы уже привыкли к тому факту, что режим Live View не отображает на экранчике результат изменения диафрагмы, и D3300 – не исключение (исключением, как раз, являются D750 и D810 – там с диафрагмой в Live View полный порядок).
В режиме М управляющее колесо отвечает за выдержку, диафрагму нужно менять, удерживая нажатой кнопку компенсации экспозиции. Крутим колесо – на экране цифры не меняются, вообще ничего не меняется.
В режиме А это же колесо уже отвечает за диафрагму, крутим его – тут уже цифры значения диафрагмы меняются, однако на саму картинку на экране эти изменения никак не влияют.
В режиме S диафрагму камера подбирает сама, однако и тут та же картина – можно крутить колесо как угодно.
Чтобы посмотреть, как то или иное значение диафрагмы повлияет на картинку, нужно выйти из режима Live View, изменить значение, после чего снова войти в Live View. Таким образом этот режим становится не то чтобы бесполезным, но фактически утрачивает своё предназначение – живой просмотр – в реальном времени менять параметры экспозиции и строить картинку не получится. Интересно, что кадр в итоге будет снят с той диафрагмой, которая будет в этот момент указана на экране.
одни значения | другие значения |
---|
Опытные фотографы будут снимать, скорее всего, по-старинке, строя кадр с помощью видоискателя и используя быстрый фазовый автофокус, и режим Live View если и будут использовать, то для съёмки предметов или пейзажей, когда удобнее строить кадр по экрану, нежели с трудом пробираться головой к видоискателю, рискуя порушить композицию предметов и сдвинуть камеру. С откидным экранчиком, конечно, снимать такие штуки значительно удобнее.
В режиме Live View работает фокусировка по контрасту, она медленная, значительно медленнее, нежели во многих компактах или беззеркалках, особенно тормоза чувствуются при съёмке движущихся объектов или при недостаточном освещении. Это может привести к недоумению пользователей, которые раньше снимали на компактные камеры и решили перейти на зеркалку.
Режимы автофокуса в режиме Live View:
Очень жаль, что в зеркалках Nikon нет фокус-пикинга, как во многих беззеркалках. Фокусироваться вручную можно и с помощью видоискателя, но гораздо удобнее использовать Live View – именно в этом случае он будет незаменим. Во время ручной фокусировки с помощью Live View работает функция увеличения части изображения – таким образом можно комфортно подстраивать фокус. Ручная фокусировка будет полезна при съёмке предметов, натюрмортов, а также при использовании совместимой оптики, например светосильных фиксов, которые позволяют решать различные творческие задачи, не поддерживая при этом автофокус.
Мы тестировали ручную фокусировку при съёмке видео, пример см. в нашем видеоролике. Конечно, при наведении на резкость очень помогает режим сильного увеличения картинки на экране.
Видоискатель стандартный никоновский, в нём отображается основная служебная информация. У видоискателя есть одна особенность – 95 %-ное покрытие кадра, что может быть не особо удобно для точного построения композиции. Например, когда хочется идеально точно построить портретное фото, или позиционировать в кадре какой-то предмет на столе, чтобы не заниматься никакой постобработкой на компьютере, а сразу сделать нужный кадр. В таком случае, и правда, режим Live View в помощь – там 100 %-ное отображение будущего снимка.
Видоискатель камеры получается сфотографировать лишь камерой телефона, отсюда невысокое качество картинки выше. Главное – визировать по нему вполне удобно, есть подстройка диоптрий. Не прекращаем удивляться фирменному никоновскому отображению нулей – как и других зеркалках, цифра «100» в видоискателе отображается в виде «1оо», и новичкам будет не понятно, почему бы нули не отображать нормально?
5 кадров RAW в секунду – это весьма неплохо! При съёмке в RAW буфер забивается мгновенно, у нас есть серия только из 5–6 кадров, после чего на кнопку давать смысла нет – надо сделать перерыв секунд на 30, после чего снимать следующую серию. На практике для любительских целей этого вполне достаточно – мы снимали серию, тут же оценивали результат, думали, как снять лучше и начинали всё сначала. С третьей попытки у нас получились вот такие классные кадры в движении, попробуйте и вы!
Напомним, мы использовали бюджетную карту памяти Transcend 32 Гб, 300x, 10 класс. Если задействовать более быструю и чуть более дорогую карту, например Kingston SDHC 32Gb Class 10 UHS-I U3 90R/80W, особо ничего не поменяется, хотя запись из буфера на карту будет происходить быстрее. Если ещё год назад разница в цене между этими моделями карт памяти была существенная, более чем в 2 раза, то сегодня они стоят практически одинаково (по данным ЯМ), поэтому при покупке фотоаппарата можно рекомендовать сразу купить и быструю карту памяти Kingston.
Разумеется, для начинающих и любителей экспериментировать в камере есть встроенные стили съёмки и различные эффекты. Автоматические режимы съёмки тестировать смысла нет – каждый фотолюбитель при желании выберет нужный режим в зависимости от ситуации.
В режиме макро неожиданно круто получается фотографировать цветочки:
Подснежники | Яблоня |
---|
Один из самых интересных и функциональных эффектов – панорама, Nikon D3300 шикарно справляется с автоматической съёмкой панорам. Достаточно выбрать режим съёмки панорамы в эффектах, включить Live View, навести фокус, нажать кнопку спуска затвора и вести камеру по панораме. Камера сама склеит нужную панораму в формате JPEG, и сделает это весьма неплохо. Желательно иметь более или менее равномерное освещение снимаемой сцены, и вести камеру аккуратно, без рывков и строго горизонтально. Ниже приводим несколько панорам, которые мы сняли с рук в автоматическом режиме в ходе нашего тестирования.
Спецэффекты устанавливаются до съёмки кадра, могут быть использованы для фото, а некоторые и для видео.
Ночное видение | Суперяркие |
---|---|
Поп | Фотоиллюстрация |
Эффект игрушечной камеры | Цветовой набросок |
Эффект миниатюры | Выборочный цвет |
Силуэт | Высокий ключ |
Низкий ключ | Рисование HDR |
Достаточно неудобно пользоваться эффектом «Выборочный цвет», ведь стандартные органы управления камерой предназначены для съёмки фотографий, а не для их обработки, поэтому выбирать цвета и регулировать их насыщенность удобнее на компьютере, используя мышку и клавиатуру, нежели нажимая кнопки камеры. Тем не менее такой режим есть, он позволяет получить чёрно-белое изображение, на котором какие-то объекты выделены цветом, и при желании камера позволяет это сделать. В примере выше на фото «Выборочный цвет» цветом выделено небо, в то время как все остальные цвета практически приглушены.
Эксклюзивная никоновская фишка, в более дорогих моделях сила воздействия этого инструмента настраивается, в D3300 его можно либо включить, либо выключить.
Активный D-Lighting в теории помогает проявить на фото света и тени, несколько расширяя динамический диапазон сцены. На практике Активный D-Lighting почти бесполезен при съёмке в RAW, так как при обработке на компьютере можно достичь куда более сильного или, наоборот, мягкого эффекта, да и вообще более гибко управлять светами и тенями. Кстати, настройки Активного D-Lighting в файлах RAW отлично прочитает никоновская программа Capture NX-D.
При съёмке в JPEG Активный D-Lighting, само собой, безвозвратно воздействует на картинку, при обработке отменить его будет нельзя. Активный D-Lighting может быть полезен для некоторых сюжетов, однако про него надо помнить и постоянно включать и отключать в меню, в зависимости от снимаемой сцены, так как кроме пункта меню никакого другого способа управления этим инструментом нет.
Активный D-Lighting OFF | Активный D-Lighting ON |
---|
Мы не пользовались этим инструментом, снимая в RAW.
Как и Активный D-lighting, это также фирменная фишка Nikon. Режимы Picture Control позволяют не только регулировать параметры изображения в самой камере, но и создавать свои собственные, для регулировки доступны резкость, контраст, яркость, насыщенность и оттенок. Старшие модели камер Nikon позволяют загружать созданные на компьютере стили и даже обмениваться ими, D3300 не настолько продвинутая. Пиктограммка выбранного в данный момент стиля отображается на информационном экранчике вверху.
Режимы Picture Control актуальны для JPEG и только для творческих режимов съёмки PASM, в автоматических режимах камера сама настроит все параметры, как ей надо. Как и в случае с Активным D-Lighting, на файлы RAW эти настройки влияния не оказывают, однако значения Picture Control пишутся в EXIF файла RAW, и эту настройку отлично понимают никоновские программы ViewNX-i и Capture NX-D, при этом не совсем понятно другое – как при обработке RAW эту настройку сбросить :-)
Настройки Picture Control:
Стандартный | Нейтральный |
---|---|
Насыщенный | Монохромный |
Портрет | Пейзаж |
Режимы Picture Control и видео
Многие специалисты и блогеры рекомендуют для съёмки видео создать свой собственный стиль, скрутив резкость и насыщенность цветов на минимум. Этот метод годится лишь в случае, если видео будет активно обрабатываться в программе видеомонтажа, при этом потерянную чёткость и резкость вернуть вряд ли получится. В любом случае, мы рекомендуем для начала использовать «Стандартный» режим Picture Control, затем попробовать «Нейтральный», а крутить какие-то параметры только после проведения удачных экспериментов. Хотите снимать монохромное видео? Снимайте в цвете и примените фильтр ч/б в редакторе видеомонтажа, так как в этом случае при необходимости можно будет обратно вернуть ролику цвет. Снятый в режиме «Монохромный», цветным ролик уже не станет никогда, разве если раскрасить каждый кадр красками наподобие фильма про Золушку.
Подводя итог, про использование Picture Control можно сказать, что в ряде случаев этот инструмент позволяет получить интересные результаты. Однако новичку будет сложно управляться со всеми этими фишками – вместо весёлой прогулки с друзьями и создания прикольных фоток они будут вынуждены заниматься утомительным переключением режимов, о которых нужно всё время помнить, иначе те самые прикольные фотки неожиданно выйдут чёрно-белыми… Вердикт – новичкам рекомендуем установить Picture Control «Стандартный».
К нам на тест Nikon D3300 пришла в комплекте с двумя объективами – китовым 18-55 и продвинутым зумом 18-140. Конечно, начинающие фотографы скорее всего будут покупать набор с компактным недорогим объективом AF-S DX NIKKOR 18–55mm f/3.5–5.6G VR II. Это объектив новой версии, о чём говорит римская цифра II, он имеет специальную кнопочку – чтобы начать снимать, нужно на неё нажать и повернуть кольцо – линза выедет вперёд и объектив будет готов к работе. После съёмки нужно провести обратную операцию и убрать камеру в сумку.
Кнопочка на объективе – спорное решение. С одной стороны, объектив стал гораздо компактнее предыдущей модели (без кнопочки и цифры II), с ним камера стала удобнее в переноске, так как линза теперь прячется внутрь и фиксируется. С другой стороны, у нас не получится мгновенно сделать кадр, например из окна автомобиля на скорости – увидели сюжет, схватили камеру, щёлкнули тумблер включения… объектив! надо же ещё разлочить объектив! Нажимаем кнопку, поворачиваем… Всё, кадр остался далеко позади, несмотря на то, что сама камера включается мгновенно, за долю секунды.
Объектив оснащён стабилизатором (VR, снижение вибраций), он включается специальной кнопкой на корпусе. Стабилизатор пригодится в условиях недостаточного освещения, так как в теории позволит снимать с более длинными выдержками, а также при съёмке с рук.
На практике в сумерках и со стабилизатором, и без снимки получились смазанными, разве что со стабом смаз чуть менее заметен. Сравните три фото: первое – без стаба, второе – со стабом, а третье снято со штатива. По щелчку – кроп 1:1.
с рук, без стаба | с рук, со стабом | со штатива |
---|
Объектив подойдёт новичку для повседневной съёмки, так как он покрывает самые популярные фокусные расстояния – на широком угле можно снимать пейзажи, город, репортаж, а 55 мм можно снимать портреты, цветы и какие-то предметы. На длинном конце объектив имеет диафрагму F/5.6, что, конечно, не позволит красиво размыть задний план на портретах, размыть «в молоко», как говорят фотографы, для этого нужны специальные светосильные портретники, например 50 или 85 мм с диафрагмой F/1.8. Однако на первое время и на китовый объектив вполне можно снимать портреты, пейзажи, натюрморты и видео. В этом и заключается плюс совместимости камеры с широкой линейкой объективов Nikon – поснимав первое время на 18-55, можно через некоторое время выбрать более продвинутый объектив для своих нужд.
Этот кадр снят в парке Сергиевка (Петергоф, пригород Санкт-Петербурга), с рук, приоритет диафрагмы А, f/8, ISO 100. По щелчку – увеличение 1:1.
Другой объектив в нашем тесте – AF-S DX NIKKOR 18-140mm 1:3.5-5.6 G ED VR – универсальный и недорогой, притом весьма качественный. Снимки получаются супер! Несмотря на свои внушительные габариты, он вовсе не тяжёлый, отличный выбор для путешествий. Им можно снимать и пейзажи, и портреты, и какие-то объекты вдалеке.
Когда ставишь 18–140 на Nikon D3300, камера приобретает вид настоящей серьёзной зеркалки. Честно говоря, на китовый 18-55 снимать уже совершенно не хочется, поэтому в путешествии в Сочи мы снимали все пейзажи и портреты в основном на 18-140. Наш вердикт: 18–140 – самый сбалансированный выбор для D3300, с ним камера как будто оживает и начинает радовать фотографа отличными снимками.
Несмотря на то, что сама компания Nikon на своём сайте рекомендует в качестве китового другой объектив, – 18-105, однако на наш взгляд, именно фокусные расстояния 18-140 наиболее универсальны и подходят для съёмки в путешествии.
Выбирая оптику, следует помнить, что для Nikon D3300 подходит любой объектив линейки Nikon, однако автофокусировка будет работать только с теми линзами, в которые внутрь встроен мотор автофокуса, такие объективы маркируется AF-S. Сюда, конечно, подойдут и старые объективы Nikkor, однако настраивать фокус придётся вручную.
Стоит упомянуть про особенность камер Nikon, которая не позволяет полноценно использовать советскую оптику, например Гелиос 44-2, через переходник – у нас не будет настройки на бесконечность, можно снимать только объекты вблизи. Чтобы снимать пейзажи и использовать настройку фокуса на бесконечность, понадобится переходник с дополнительной линзой, что неминуемо снизит поток света на матрицу и уж точно не улучшит фото. Рассматривая вариант покупки советской оптики, нужно помнить об этом.
Несмотря на то, что Nikon D3300 – камера начального уровня, она позволяет снимать FullHD видео с плотностью кадров 50p, что сегодня уже является неким стандартом. При съёмке видео будет работать автофокус, однако чудес от него ждать не следует. Автофокус позволяет определять лица людей и в какой-то мере следить за движением объекта. В нашем ролике приведены примеры съёмки видео.
Стоп-кадр из видеоролика
Есть вход для внешнего стерео микрофона (мини-джек), встроенный же в корпус камеры микрофон – монофонический. Можно регулировать уровень звука или выставить его в авто.
Встроенный микрофон отлично ловит звук мотора фокусировки, который при съёмке видео постоянно ездит туда-сюда, пытаясь навестись на фокус, даже если в кадре ничего не происходит и кадр статичен. Ну а если появилась динамика, фокус будет активно ездить и портить картинку, а заодно и звуковую дорожку. Более того, если установить на горячий башмак стереомикрофон, он так же будет ловить звук моторчика автофокуса, в большей или меньше степени, нежели встроенный, – зависит от модели микрофна. Конечно, для съёмки ведущего лучше использовать специальный направленный микрофон-пушку, однако такие модели подчас стоят подороже самой камеры D3300, и это тема отдельно будущего исследования.
Упомянутая раньше невозможность смены диафрагмы в режиме Live View при съёмке фото ещё более спутывает все карты при съёмке видео. Начинающие, скорее всего, будут снимать видео в режиме авто и не будут знать проблем с диафрагмой. Те же, кто захотят творческой съёмки в режиме M, включат в настройках «Ручное управление видео», камера при этом установит минимальную выдержку 1/50 (разумеется, если мы выбрали плотность кадров 50p) и позволит более гибко рулить параметрами съёмки. Вопрос ребром – как настраивать экспозицию, если выдержка по сути фиксирована, а следить за изменением диафрагмы в реальном времени камера не позволяет?
В данном случае выход только один – заранее настраивать нужные параметры экспозиции, заранее настраивать фокус, выключать автофокусировку, после чего включать Live View и снимать.
Авто ISO для видео в камере Nikon D3300 нет. Стабилизатор на объективе практически бесполезен при съёмке видео с рук при ходьбе: что со стабом, что без – картинка сильно трясётся и качается, для съёмки на ходу однозначно нужен стадикам.
Начинающие фотолюбители могут задать вопрос – почему бы не снимать видео в авторежиме, зачем так мучаться? Ответ очевиден – чтобы выставить правильные параметры экспозиции и правильный фиксированный баланс белого, чтобы картинка в кадре была ровная, без перепадов по яркости, без скачков автофокуса и надоедливого жужжания его моторчика.
Наш вердикт – функция съёмки видео в Nikon D3300 парадоксально сырая: любители и новички будут сильно расстроены результатом, а профессионалы при желании запросто смогут выжать из D3300 хорошую картинку и звук – как вторая камера для крупных планов, почему нет? – однако профи скорее всего выберут для своей работы более продвинутую технику.
В камере используется аккумулятор EN-EL14a ёмкостью 1230 mAh. Разработчики обещают, что на одном заряде камера сделает 700 кадров – это очень неплохо! Можно сказать, что заряда хватает на целый день прогулок, даже если время от времени снимать видео и просматривать отснятый материал. Более того, вечером того же дня камера выдержала 45 минут съёмки TimeLapse в компьютер, что почти в ноль добило батарею. Заряжается аккумулятор от зарядного устройства, для этого нужно его вынуть из камеры, вставить в зарядку и подождать примерно 2 часа. Камера по USB не заряжается.
Nikon не выпускает оригинальную батарейную ручку к D3300, при желании можно приобрести в интернет-магазинах совместимую (примерно около 2000 руб.). Её минус в том, что она управляет камерой как дистанционный пульт управления, только прикрепленный снизу к камере, то есть потребуется подключить ручку шнурком к D3300 в разъём «GPS». При этом будут работать кнопка спуска затвора и её полунажание. Однако шнурок будет мешать снимать, в открытый разъём может попасть пыль, самим шнурком или открытой крышкой отсека можно что-то зацепить, второй аккумулятор EN-EL14a нужно приобрести дополнительно – это минусы. Из плюсов, несомненно, можно отметить увеличенный ресурс работы камеры и удобный хват, в том числе при съёмке портретов. Нужна ли такая ручка – каждый решает для себя самостоятельно.
Большинство популярных программ, таких как Capture One Pro, Adobe Lightroom, NKRemote и даже фирменная никоновская утилита Camera Control Pro 2 не позволяют снимать напрямую в компьютер на D3300. Однако есть программа digiCamControl для Windows, которая позволяет управлять камерой, в том числе снимать HDR с брекетингом, и даже TimeLapse – в самой камере таких функций нет. Разумеется, камера подключается к компьютеру по шнурку USB, можно использовать удлинитель USB, чтобы удобно расположить компьютер рядом со штативом.
Общий вид программы digiCamControl
Программа digiCamControl весьма функциональна, здесь есть много интересных настроек, даже плагины имеются. Из минусов можно отметить весьма неспешную работу при съёмке HDR – кадры NEF переписываются очень долго, особенно плюсовая экспозиция, нужно ждать более минуты. Зато программа может сама склеить отснятое в один HDR.
Инструмент HDR весьма простой (см. экранник выше), зато есть всё что нужно – можно установить количество кадров и вилку брекетинга экспозиции, причём в очень широких пределах. Мы сняли классический сюжет с мостиком – 3 кадра с вилкой +-2 EV.
-2 EV | 0 | +2EV |
---|
Конечно, на прогулку таскать с собой здоровенный ноутбук фотолюбители вряд ли будут, однако если стоит задача снять красивый интерьер гостиницы или кафе, или какого-то музея, а именно в этих случаях режим HDR будет весьма кстати, вариант с ноутом может быть весьма интересным, так как можно тут же на месте тонко настроить все параметры и, главное, оперативно посмотреть результат съёмки на большом экране и даже склеить готовый HDR.
Вот как это выглядит на практике :-) Наши постоянные читатели с лёгкостью узнают это место! Для тех, кто видит этот кадр впервые, скажу, что этот мостик я фотографировал много раз в разные времена года и использовал в статье про склейку HDR. Это парк Сергиевка (Петергоф, Санкт-Петербург), в 100 метрах от известной каменной головы. Конечно, с камерой Nikon D3300, штативом и ноутбуком я снова приехал сюда!
На момент работы над обзором была актуальна версия digiCamControl под номером 2.0.27.0. Самое интересное, что программа абсолютно бесплатная, хотя является, наверное, единственной возможностью управлять D3300 с компьютера и снимать TimeLapse, и это тот случай, когда ради расширения функционала камеры программу не жалко было бы и купить.
Настройки съёмки TimeLapse в программе digiCamControl весьма аскетичны, хотя вполне достаточны – можно установить дельту по времени между кадрами и желаемое количество кадров. Кому сложно вычислить желаемое количество кадров, могут установить время окончания съёмки. Нажимаем кнопку Start и не трогаем камеру. Снимая TimeLapse, нужно помнить про режим сна ноутбука – в настройках энергосбережения нужно в обязательном порядке отключить режим сна вообще. Авторы этого не сделали, и ноутбук во время тестовой съёмки заснул, прекратив снимать кадры. Мы это вовремя увидели и разбудили соню, однако пропустили три или четыре кадра, что будет заметно в фильме. И, конечно, аккумуляторы и ноутбука и камеры должны быть полностью заряжены.
Пример съёмки TimeLapse см. в нашем видеоролике: режим M, выдержка 1/400 при f/11, ISO 100, формат JPEG NORM, автофокус выключен, стабилизатор выключен, баланс белого – солнышко, Активный D-Lighting выключен, кадры летят прямо в ноутбук, минуя карту памяти.
А вот как выглядит на практике съёмка TimeLapse :-) Это любимый Сестрорецк, парк Дубки.
Заканчивая рассказ про digiCamControl, следует отметить, что программа позволяет задействовать живой просмотр Live View и управлять камерой в этом режиме, включая тонкую настройку фокуса, хотя изображение на экране чётким не выглядит (см. экранник ниже). Из режима живого просмотра можно запросто включить запись видео, при этом файл будет записан и на карту памяти камеры, и в ноутбук.
Ещё можно снимать звёздное небо с помощью инструмента Astronomy, с этим режимом нашим читателям предлагаем разобраться самостоятельно. Классная программа!
Для владельцев Mac утешением может послужить тот факт, что Aperture позволяет делать снимки в компьютер, однако в этой программе функционал ограничен только дистанционным спуском затвора, никаких HDR, да и управлять параметрами камеры не получится. Самое обидное, что Capture One Pro 9.1 камеру видит, и даже отображает все её настройки, но кадр сделать не позволяет – кнопка не активна. Скорее всего, налицо намеренные ограничения в микропрограмме камеры со стороны разработчиков Nikon.
Для всех без исключения фотолюбителей крайне рекомендуется скачать с сайта Nikon комплект двух фирменных никоновских программ – ViewNX-i и Capture NX-D. Первая позволяет просматривать фотографии и переписывать их с камеры на компьютер, вторая – вести обработку. Программы бесплатные, есть версии для Windows и MacOS.
ViewNX-i
Capture NX-D
Не так давно я делал подробный обзор программы ViewNX-i, всем новичкам будет полезно ознакомиться с её основными функциями.
Мы можем порекомендовать Nikon D3300 начинающим фотолюбителям в качестве первой зеркальной камеры, когда бюджет сильно ограничен. Если есть возможность выделить на покупку фотоаппарата немного больше, есть смысл посмотреть в сторону D5500. Китовый объектив 18-55 рекомендуем побыстрее заменить на универсал, например 18-140 мм, который позволит полностью раскрыть потенциал D3300 и порадует качеством снимков.
Итого: 73%. Хороший выбор в качестве первой зеркалки новичка, подойдёт для любого вида любительской фотосъёмки. Для серьёзной творческой фотосъёмки и съёмки видео рекомендуем выбрать одну из старших моделей.
D3000 |
D3100 |
D3200 |
D3300 |
|
Матрица | 10.2 Мп | 14.2 Мп | 24,2 Мп | 24,2 Мп без оптического низкочастотного фильтра |
---|---|---|---|---|
Процессор | EXPEED | EXPEED 2 | EXPEED 3 | EXPEED 4 |
ISO | 100–3200 | 100–6400 | 100–12800 | 100–25600 |
Автофокус | Nikon Multi-CAM 1000 с определением фазы TTL, 11 точками фокусировки (включая один крестообразный датчик) | Nikon Multi-CAM 1000 с определением фазы TTL, 11 точками фокусировки (включая один крестообразный датчик) | Nikon Multi-CAM 1000 с определением фазы TTL, 11 точками фокусировки (включая один крестообразный датчик) | Nikon Multi-CAM 1000 с определением фазы TTL, 11 точками фокусировки (включая один крестообразный датчик) |
Скорость съёмки | 3 к/с | 3 к/с | 4 к/с | 5 к/с |
ЖК | 3-дюймовый ЖК TFT монитор с разрешением 230 000 точек | 3-дюймовый ЖК монитор TFT с разрешением 230 000 точек | 3-дюймовый ЖК монитор TFT с разрешением 921 000 точек | 3-дюймовый ЖК монитор TFT с разрешением 921 000 точек |
Видео | – | 1920 × 1080, 24 кадра/с | 1920 x 1080, 30p/25p/24p | 1920 × 1080, 60p / 50p / 30p / 25p / 24p |
Система Picture Control | «Стандартый», «Нейтральный», «Яркий», «Монохромный», «Пейзаж», «Портрет» | «Стандартый», «Нейтральный», «Яркий», «Монохромный», «Пейзаж», «Портрет» | «Стандартный», «Нейтральный», «Яркий», «Монохромный», «Портрет», «Пейзаж» | «Стандартный», «Нейтральный», «Насыщенный», «Монохромный», «Портрет», «Пейзаж» |
Размеры, вес | 126 × 97 × 64 мм, 485 г | 124 × 96 × 74,5 мм, 500 г | 125 x 96 x 76,5 мм, 505 г | 124 × 98 × 75,5 мм, 410 г |
Дата анонса | 09.2009 | 09.2010 | 04.2012 | 01.2014 |
D3300 |
D5500 |
D7200 |
|
Матрица | 24,2 Мп без оптического низкочастотного фильтра | 24,2 Мп без оптического низкочастотного фильтра | 24,2 Мп без оптического низкочастотного фильтра |
---|---|---|---|
Процессор | EXPEED 4 | EXPEED 4 | EXPEED 4 |
ISO | 100–25600 | 100–25600 | 100–25600 |
RAW | 12-бит | 14-бит | 14-бит |
Автофокус | Nikon Multi-CAM 1000 с определением фазы TTL, 11 точками фокусировки (включая один крестообразный датчик) | Nikon Multi-CAM 4800DX с определением фазы TTL, 39 точками фокусировки (включая 9 датчиков перекрестного типа) | Nikon Advanced Multi-CAM 3500 II с определением фазы TTL, точной настройкой, 51 точкой фокусировки, включая 15 датчиков перекрестного типа; 1 датчик поддерживает светосилу f/8 |
Скорость съёмки | 5 к/с | 5 к/с | 6 к/с |
ЖК экран | 3-дюймовый ЖК монитор TFT с разрешением 921000 точек | Поворотный, сенсорный монитор TFT с диагональю 8,1 см. Разрешение 1037000 точек. Угол обзора 170° | Монитор TFT с диагональю 8 см, углом обзора 170°, с разрешением прибл. 1229000 точек |
Видео | 1920 × 1080, 60p / 50p / 30p / 25p / 24p | 1920 × 1080, 60p / 50p / 30p / 25p / 24p | 1920 × 1080, 60p / 50p / 30p / 25p / 24p |
Система Picture Control | «Стандартный», «Нейтральный», «Насыщенный», «Монохромный», «Портрет», «Пейзаж» | «Стандартный», «Нейтральный», «Насыщенный», «Монохромный», «Портрет», «Пейзаж», «Равномерный» | «Стандартный», «Нейтральный», «Насыщенный», «Монохромный», «Портрет», «Пейзаж», «Равномерный» |
Wi-Fi | – | Встроенный модуль IEEE 802.11b, IEEE 802.11g | Встроенный модуль IEEE 802.11b, IEEE 802.11g |
GPS | – | – | – |
Аккумулятор | EN-EL14a | EN-EL14a | EN-EL15 |
Батарейный блок | – | – | MB-D15 |
Размеры, вес (корпус) |
124 × 98 × 75,5 мм, 410 г |
124 x 97 x 70 мм, 420 г |
135,5 x 106,5 x 76 мм, 675 г |
Дата анонса | 01.2014 | 01.2015 | 03.2015 |
Цена, body* | 25 690 руб. | 45 090 руб. | 63 430 руб. |
Nikon D3300 |
Canon 1300D |
|
Матрица | 24,2 Мп без оптического низкочастотного фильтра |
18,0 Мп есть фильтр НЧ |
---|---|---|
ISO | 100–25600 | 100–12800 |
RAW | 12-бит | 14-бит |
Скорость съёмки | 5 к/с | 3 к/с |
Автофокус | 11 точек фокусировки (включая один крестообразный датчик) | 9 точек автофокусировки (1 перекрестного типа от f/5.6 в центре) |
Брекетинг автоэкспозиции | – | 3 кадра +/- 2 EV с шагом 1/2 или 1/3 |
ЖК экран | 3-дюймовый ЖК монитор TFT с разрешением 921000 точек | 3-дюймовый ЖК монитор TFT с разрешением 920000 точек |
Видео | 1920 × 1080, 60p / 50p / 30p / 25p / 24p | 1920 x 1080 (29,97, 25, 23,976 к/с) |
Wi-Fi | – | Wi-Fi, подключение по NFC для Android |
GPS | – | – |
Размеры, вес (корпус) |
124 × 98 × 75,5 мм, 410 г |
129,0 x 101,3 x 77,6 мм, 485 г |
Цена, body* | 25 690 руб. | 31 990 руб. |
*Приведена средняя цена по данным Яндекс Маркет на май–июнь 2016 г. Цены приводятся исключительно для сведения и сравнения, актуальные цены см. на Яндекс Маркет и сайтах дистрибьюторов.
Комментарии | |
---|---|
Алексей... (гость сайта) :: 15 июня 2016 Как всегда исчерпывающе. Спасибо. |
|
Генадий (гость сайта) :: 07 июля 2016 Подробней не встречал...! Присоединяюсь к предыдущему оратору. Еще ребята, открыли глаза на digiCamControl )), и, не только... Создателем огромное спасибо, за кропотливо проделанную работу. |
|
Валентина (гость сайта) :: 27 декабря 2016 Спасибо огромное! Впервые выбираю "зеркалку". Ваши обзоры очень понятны и очень помогли. |
|
Владимир (гость сайта) :: 30 января 2017 Константин и Никита, присоединяюсь к благодарностям! Перед этим прочитал про 5500. Как раз сравнения очень важны. Наверно, можно добавить пару слов про 3400 (обзоры можно найти). Желаю Вам всего светлого! Владимир, спасибо! Про 3400 – в работе, скоро будет большой обзор. Про 5600 обещать не могу, в очереди. Сравнений много не ожидайте, не благодарное это дело. Мы даём заключение по конкретной камере А и по конкретной камере Б, сравнение каждый делает сам и выбор делает самостоятельно. Другое дело, сравнение характеристик, это всегда пожалуйста, в приложениях. |
|
Michael (гость сайта) :: 30 июня 2017 Великолепный обзор! Спасибо! |
|
Serge (гость сайта) :: 25 июля 2017 курс рубля падает, поэтому эта камера - единственный вариант для тех, кто устал фоткать телефоном. |
|
Nik (гость сайта) :: 04 декабря 2019
|
|
Nik (гость сайта) :: 04 декабря 2019
|