Тесты камер и программного обеспечения, статьи, экспертная оценка

Регистрация | Помощь

21 февраля 2015 г.
23703 (18)
4

Nikon D610 – полный кадр для всех

Константин Биржаков, Никита Биржаков

Сегодня мы тестируем очень интересную фотокамеру – Nikon D610. С одной стороны, это продвинутая полнокадровая зеркальная камера для серьёзной работы, с другой стороны это самая доступная модель из полнокадровой линейки Nikon, и она будет интересна в первую очередь тем фотолюбителям, которые решили перейти на полный кадр с более простых моделей. В камере есть и множество автоматических режимов, которые будут полезны новичкам, присутствуют и сугубо профессиональные функции, которые помогут создавать фото и ролики отличного качества. Кому же будет интересна Nikon D610? Нашим тестом мы постараемся ответить на этот вопрос.

На дворе унылая зима, плавно переходящая в весну. Серое низкое небо, слякоть под ногами, непрекращающийся противный насморк, мокрые ноги. Снимать что-то при такой погоде совершенно не хочется. Хочется залезть под тёплый плед и сидеть перед камином долгими тёмными вечерами с интересной книжкой, не выходя на улицу вообще. Какая тут фотосъёмка, какие полные и не полные кадры… Однако стоит выглянуть яркому солнышку, да ещё в выходной день, – весь народ устремляется за город, в парки, музеи, горнолыжные курорты и просто в лес, подальше от пыльного мегаполиса, и почти у каждого на шее большая чёрная зеркалка с огромных размеров объективом, или беззеркалка поменьше, а многие просто снимают на смартфон и радуются хорошему настроению.

Видеофильм – наша передача «Фото Огонь!»

В нашем видеофильме мы кратко рассмотрели эргономику камеры Nikon D610, принципы настройки основных режимов, привели примеры съёмки фото и видео, а также два примера цейтраферной съёмки Time Lapse. Фильм снят авторами и является приложением к данной статье.

Предлагаем также подписаться на наш канал «Фото Огонь!», чтобы всегда быть в курсе всех наших обновлений.

Методика тестирования

Все фотографии сделаны на камеру Nikon D610 (прошивка 1.00) в комплекте с объективом AF-S NIKKOR 24–85 мм f/3,5–4,5G ED VR, все кадры сняты в формате RAW (14 бит, сжатие без потерь), карта памяти SDHC UHS-I Transcend SDHC 32Гб 300x Class 10, проявка в программе Adobe Lightroom 5.7, все фото приводятся без художественной обработки, как были сняты на камеру, для портретов была проведена необходимая ретушь.

Сравнение основных характеристик Nikon D610 и Canon EOS 6D

В обзоре Nikon D750 мы провели сравнительный анализ характеристик трёх зеркалок модельного ряда Nikon – D610, D750 и D810, так что если стоит задача выбора полнокадровой зеркалки Nikon, советуем прочитать наше исследование. Сегодня мы решили сравнить модель D610 с непосредственным конкурентом – Canon EOS 6D. Разумеется, фотолюбители, которые решили перейти на полный кадр с более младших моделей Nikon, в большинстве случаев всё равно выберут ту или иную камеру Nikon, так как они уже привыкли к эргономике и принципам работы, у них, скорее всего, есть в закромах сменная оптика байонета Nikon, различные вспышки и другие аксессуары. А вот для тех, кто выбирает свою первую зеркалку и сразу нацелился на полный кадр, подобное сравнение – какого производителя выбрать – может быть весьма интересное.

Обе камеры нельзя назвать новинками – они выпущены достаточно давно, однако для фотолюбителей не теряют актуальность и по сей день, являясь самыми доступными полнокадровыми зеркалками в линейке своего производителя.

 
Nikon D610
Nikon D610
Canon EOS 6D
Canon EOS 6D
Дата анонса Октябрь 2013 г. Сентябрь 2012 г.
Матрица 24,3 Мп типа КМОП 35,9 x 24 мм 20,6 Мп типа КМОП 36 x 24 мм
Сглаживающий фильтр ДА ДА
Процессор EXPEED 3 DIGIC 5+
Автофокус 39-точечная система АФ Nikon Multi-CAM 4800 9 датчиков перекрестного типа; 33 центральные точки доступны при диафрагме менее f/5,6 и более f/8 11 точек АФ (при f/5.6 крестового типа в центре, повышенной чувствительности при f/2.8)
Скорость съёмки 6 к/с 14 RAW в серии 4,5 к/с 17 RAW в серии
ISO фото 50 – 25600 50 – 102400
ISO видео 50 – 25600 100 – 25600
Брекетинг АЭ От 2 до 3 кадров с шагом 1/3, 1/2, 2/3, 1, 2 или 3 EV 2, 3, 5 или 7 кадров +/- 3 EV, с шагом 1/3 или 1/2 EV
Видео MPEG4/H.264 1920 x 1080; 30p, 25p, 24p. 1280 x 720; 60p, 50p, 30p, 25p Время записи: 29:59 H.264 1920 x 1080 (29,97, 25, 23,976 кадров/с), 1280 x 720 (59,94, 50 кадров/с)
Видоискатель Оптический (пентапризма), 100% покрытие кадра, увеличение 0,7x Оптический (пентапризма), 97% покрытие кадра, увеличение 0,95x
Вспышка ДА
Экран Диагональ 8 см; TFT с углом обзора 170°, покрытием кадра прибл. 100%, ручной и автоматической регулировкой яркости. Разрешение: 921000 точек Диагональ 7,7 см (3,0”) Clear View TFT, с углом обзора 170°, разрешение прибл. 1,04 млн. точек, ручная подстройка яркости из 7 значений
Wi-Fi ДА
GPS ДА
Карта памяти 2 карты памяти Тип SD, SDXC и UHS-I 1 карта памяти Тип SD, SDHC или SDXC (UHS-I)
Аккумулятор Li-ion EN-EL15, 1900 мАч Li-ion LP-E6, 1800 мАч
Размеры / вес 141 x 113 x 82 мм / 850 г 144,5 x 110,5 x 71,2 мм / 755 г
Цена body по данным ЯМ (февраль 2015 г.)* 75 990 руб. 93 469 руб.

* В связи с резкими колебаниями курса рубля в начале 2015 года
к приведенным ценам следует относиться как к информационным.

Как видно из приведённой выше таблицы, практически по всем характеристикам Nikon D610 выигрывает – за год технологии ушли вперёд – в первую очередь это касается матрицы, модуля автофокуса и скорости съёмки. Canon 6D может похвастаться более высоким значением ISO, более лёгким корпусом, а также наличием встроенных модулей Wi-Fi и GPS при прочих более или менее равных. Разница в цене в 17500 рублей на наш взгляд выглядит пугающей – за эти деньги можно купить ещё одну зеркалку начального уровня – по данным Яндекс Маркет на февраль 2015 г. камера Nikon D3200 (body) стоила в среднем 17600 руб.

Компания DxO Labs провела научное исследование эффективности матрицы камеры Nikon D610 (общий балл 94) в сравнении с Canon 6D (общий балл 82). Вот основной вывод, который сделали инженеры, процитируем:

«По сравнению с конкурентом, полнокадровой зеркалкой Canon EOS 6D, матрица камеры Nikon D610 находится далеко впереди по качеству изображения и является отличной иллюстрацией развития технологий изготовления сенсоров. При хороших условиях освещения оба показателя – и динамический диапазон, и глубина цвета – однозначно выше у Nikon D610. Однако в случае съёмки при слабом освещении различия оказались не такими явными. Nikon D610 станет хорошим выбором для съёмки пейзажей и работы в стиле HDR».

DxO Labs

Источник изображения

Эргономика Nikon D610

Что понравилось

  1. Надёжный хват, удобный корпус, управление как в последних моделях зеркалок – D7100, D750, всё привычно и всё на своих местах. Основные принципы настроек перечислять нет смысла – все, кто снимал на камеры Nikon, мгновенно разберутся, для новичков достаточно запомнить основной момент: нажимаем управляющую кнопку того или иного параметра (например ISO) и колесиком меняем значение этого параметра. Мониторим по верхнему или главному экрану. Всё просто и логично.
  2. Колёсики управления с фиксацией параметров – установленный режим никогда не случайно не собьётся. Правой рукой держим камеру, указательным пальцем левой руки нажимаем на кнопочку, большим пальцем поворачиваем верхнее колесо; в случае с нижним колесом –  кнопочку удобнее нажимать большим пальцем, крутить указательным.
  3. Крупный дополнительный экранчик на верхней грани – значения считывать удобно, к тому же можно экономить заряд аккумулятора, если постоянно пользоваться верхним экранчиком, не задействуя для целей настройки основной экран.
  4. Защитная крышка на экран – момент спорный. Она скорее полезна, так как защищает экран от повреждений и совершенно не мешает при съёмке. Если кому-то покажется, что она портит внешний вид, крышку можно снять.
  5. Две карты памяти стандарта SD – это очень удобно! Признаться, мы привыкли к тому, что в современных зеркалках Nikon две карты памяти, и пользоваться другими камерами, с одной картой, уже не комфортно.

Что не понравилось

1. Параметры съёмки и Live View. Один из самых существенных минусов – при использовании Live View в режиме фотографирования при изменении диафрагмы и выдержки цифровые значения на экране хоть и меняются, однако визуально на картинку на экранчике эти изменения влияния не оказывают, что вводит пользователя в заблуждение. Нет живой гистограммы в режиме Live View, что по сравнению с не отображаемым результатом смены параметров уже не так критично.

2. Диафрагма в режиме съёмки видео. В режиме Live View при съёмке видео нельзя поменять диафрагму, доступно изменение выдержки, ISO, баланса белого и некоторых других параметров, однако изменение диафрагмы недоступно. Непосредственно при съёмке ролика изменение диафрагмы если и нужно было бы иметь, то плавное, без скачков, как на более профессиональных моделях (например Nikon D750 умеет плавно менять диафрагму). Дискретное изменение диафрагмы неминуемо приведет к скачкам яркости, хотя в ряде случаев лучше иметь скачок яркости, нежели продолжать снимать с неверными настройками.

3. Кнопка OK при просмотре. Нажатие кнопки OK при просмотре фотографии не приводит к ее увеличению на экране, как в более старших моделях. Для увеличения фрагмента кадра нужно несколько раз нажимать на лупу с плюсиком.

4. Встроенный микрофон моно. Камера неплохо записывает видео, а вот встроенный микрофон – монофонический. Спасает разъём для внешнего стерео микрофона, только таким образом получится записать стерео звук.

Съёмка портрета

Диафрагма на длинном конце – 4,5… это, конечно, не 1,4 или 2,8, как на светосильных фиксах, однако размыть задний план этим объективом вполне возможно.

50mm f/4.5 85 mm f/8

85 mm f/4.5 50 mm f/4.2

70 mm, f/5.6 80 mm, f/5

Съёмка пейзажей

Благодаря универсальному объективу и шикарной матрице камера позволяет снимать отличные пейзажи, тем более в путешествии. Можно смело брать эту камеру в поездку – она просто создана для тревел-репортажей. Фокусное расстояние китового объектива – 24 мм – позволит снимать широкие морские или горные пейзажи, а при желании можно установить 85 мм и приблизить объект или снять серию отличных портретов. Вечером не обязательно брать с собой штатив – можно смело задирать ISO до значения 6400 и снимать городские сюжеты с рук, а для вечерних портретов есть встроенная вспышка.

Панорама из 5 горизонтальных, фокусное расстояние 24 мм, 1/60 при f/5.6, ISO 100:

Внутри помещений, со смешанным светом, автобаланс белого справляется отлично:

Автофокус

AF-A – автоматическая следящая фокусировка: камера сама выбирает покадровую следящую автофокусировку, если объект неподвижен, и непрерывную следящую автофокусировку, если объект движется.

AF-S – покадровая следящая фокусировка: для съёмки неподвижных объектов. Фокусировка блокируется, если кнопка спуска затвора нажата наполовину. При настройках по умолчанию кадр можно сделать только в том случае, если отображается индикатор фокусировки

AF-C – непрерывная следящая фокусировка: для съёмки движущихся объектов. Камера фокусируется непрерывно, пока кнопка спуска затвора нажата на половину; если объект движется, фотокамера включит прогнозирующую следящую фокусировку, чтобы предсказать конечное расстояние до объекта и настроить фокус. При настройках по умолчанию кадр можно сделать независимо от того, в фокусе объект или нет.

Можно выбрать точки фокусировки:

Одноточечная автофокусировка: используется для неподвижных объектов.

Динамическая автофокусировка: в режимах AF-A и AF-C камера будет фокусироваться на основании информации, полученной от окружающих точек фокусировки, если объект на некоторое время выходит из выбранной точки. Количество точек фокусировки зависит от выбранного режима:

3D слежение: в режимах AF-A и AF-C фотокамера будет отслеживать объекты, которые покинули выбранную точку фокусировки, и выберет новые точки фокусировки, если понадобится.

Автоматический выбор зоны АФ: фотокамера автоматически определяет объект и выбирает точку фокусировки. Если используется объектив типа G, E или D, фотокамера может отличать человеческие лица от фона для повышения возможности определения объекта.

В режиме Live View камера может фокусироваться:

AF-S – покадровая следящая фокусировка: для съёмки неподвижных объектов – фокусировка блокируется, когда кнопка спуска затвора нажата наполовину.

AF-F – постоянная следящая фокусировка: для объектов, которые движутся – камера фокусируется постоянно, пока нажата кнопка спуска затвора; фокусировка блокируется, если она нажата наполовину.

В режиме Live view можно выбрать следующие режимы зоны АФ:

Объектив в комплекте

К нам на тестирование камера пришла с китовым объективом AF-S NIKKOR 24–85 мм f/3,5–4,5G ED VR – эта линза хорошо знакома всем, кто снимает на камеры Nikon – доступный китовый объектив, которым комплектуются полнокадровые камеры. В случае с этой оптикой, китовый – не значит «простенький» – объектив обеспечивает отличные оптические характеристики и покрывает самые популярные фокусные расстояния – от широкого угла 24 мм с минимальной диафрагмой 3.5 для пейзажей и городских сюжетов до классических портретных 85 мм с диафрагмой 4.5.

Объектив имеет встроенный ультразвуковой мотор автофокуса, благодаря которому он фокусируется мгновенно и практически бесшумно, оснащен функцией стабилизации изображения 2-го поколения (VR II). Объектив выдает хорошую резкость в центре кадра, однако разрешение по краям и углам значительно хуже.

Тест: фокусное расстояние 24 мм, ISO 100, F11

Тест: фокусное расстояние 50 мм, ISO 100, F11

Тест: фокусное расстояние 85 мм, ISO 100, F11

Недостатки объектива — заметные бочка, виньетирование и хроматические аберрации, эти параметры могут быть компенсированы как самой камерой (для съёмки в JPEG), это включается в меню, так и с помощью программного обеспечения при обработке, например в программе Lightroom 5.7 в случае с RAW. Средняя цена этого объектива по данным Яндекс Маркет на февраль 2015 г. составляла 21800 руб.

Эффект бочки и виньетирования по краям кадра, без обработки Исправление искажений в Lightroom 5.7

В качестве альтернативы можно рассмотреть ещё более универсальный объектив Nikon 24-120mm f/4G ED VR AF-S Nikkor – постоянная светосила f/4 на всех фокусных расстояниях и 120 мм в положении телефото будут явными преимуществами, однако такой объектив стоит дороже примерно на 10000 рублей.

Использование объективов DX

На камеру D610 можно установить любой объектив DX, которые предназначены специально для камер Nikon с кроп-фактором. Разумеется, такие объективы оснащены точно таким же байонетом, поэтому установятся без проблем, единственная проблема – сильное виньетирование по краям на широком угле.

Чтобы снизить эффект виньетирования при установке объективов DX, нужно в меню указать размер кадра не FX, а DX (см. скриншот ниже), камера задействует только часть матрицы и эффекта виньетирования не будет. На наш взгляд, если уж в камере установлена полнокадровая матрица, лучше использовать её потенциал полностью, а такой трюк делать только при необходимости. Единственный плюс – зона покрытия точек автофокуса сильно приблизится к краям кадра, и мы сможем фокусироваться почти в любом месте кадра.

Nikon D610 с объективом DX NIKKOR 18-55mm 1:3.5-5.6 G VR

На фокусном расстоянии 18 мм заметно сильнейшее виньетирование Теперь в меню нужно включить DX
В видоискателе будет отображаться полный кадр, но по центру будет нарисована рамка кропа, именно так будет снят кадр В режиме Live View камера сразу обрезает кадр в размер DX

Тест чувствительности ISO

В этом месте обзора хочется сделать небольшое отступление. Тестируя Nikon DF, мы впервые столкнулись с полнокадровыми зеркалками линейки Nikon, до этого мы тестировали только модели с кроп-фактором. И то потрясающее качество, которое выдавала матрица в камере Nikon DF практически на всех ISO, вплоть до 51200, нам показалось в порядке вещей. Мы порадовались и решили, что это норма для всех полнокадровых зеркалок Nikon.

Друзья, это не так. Посмотрите, сколько стоит Nikon DF. Это при том, что камера не снимает видео, для неё нет батарейной ручки, у неё устаревший процессор, экран не поворотный, аккумулятор слабоватый, хилые петли крышечки батарейного отсека… В камере Nikon DF есть одно неоспоримое преимущество, которое легко и непринуждённо кладёт на обе лопатки любую зеркалку на рынке, исключая лишь топовые Nikon D4S (там такая же точно матрица) и Canon 1D (конечно, мы не берём в расчёт среднеформатные аппараты и только что анонсированную Canon 5DSR). Это преимущество – её шикарная матрица.

Предлагаем вам посмотреть тест ISO, который мы сняли на Nikon D610. Параметры съёмки: приоритет диафрагмы F/8, формат NEF, все обработки наподобие снижения шумов при длинных выдержках и высоких ISO выключены. Щелчок по фото – увеличение 1:1. Качество Nikon D610 выдаёт вполне пригодное для работы, поэтому не смотрите тест Nikon DF, и не сравнивайте, не нужно расстраиваться.

50 64 80
100 125 160
200 250 320
400 500 640
800 1000 1250
1600 2000 2500
3200 4000 5000
6400 8000 10000
 
12800 25600

Расширенный динамический диапазон

Классический HDR с брекетингом экспозиции

В каждом репортаже мы уделяем большое внимание съёмке HDR, и этому есть немало причин. Во-первых, даже самые крутые современные матрицы не в силах передать тот диапазон яркостей, который мы видим своими глазами на месте съёмки, а во-вторых этот стиль позволяет включить фантазию и творчески обработать кадр, сделав его более драматичным.

В камере Nikon D610 брекетинг автоэкспозиции может быть выбран:

Камера Nikon D610 позволяет снять только три экспозиции в серии, поэтому на месте остаётся лишь выбрать вилку. Мы чаще всего делаем две серии – с вилкой 2 или 3, так как подчас сложно решить, какой разброс яркостей подойдет для конкретного сюжета. Более узкая вилка, нежели 2EV, на наш взгляд, лишена смысла – такого результата проще добиться обработкой одного RAW, чем возиться с серией и последующей склейкой.

Пример с вилкой 2

-2EV 0EV +2EV

Пример с вилкой 3

-3EV 0EV +3EV

Еще несколько снимков HDR с различной обработкой:

Настройка параметров в меню

Настраиваем автобрегетинг для съёмки HDR Порядок удобнее настроить минус - ноль - плюс Задержку автоспуска удобнее установить 2 секунды

Внутрикамерный HDR

В камере есть и автоматический режим склейки HDR, он включается в меню и работает только при съёмке в JPEG, – камера сама снимет серию из двух кадров и склеит готовый файл. Чтобы камера запомнила факт включения этого режима, нужно установить «серия», иначе перед каждым следующим снимком в стиле HDR эту функцию придётся заново активировать в меню.

Можно настроить вилку (в меню это называется «Диффер-я экспозиции») и жесткость обработки (это почему-то называется «Смягчение»). Как показывает практика, особых чудес от съёмки в этом режиме ждать не следует. Для примера ниже мы сделали пейзаж во всех режимах и сравнили результат с классическим HDR, который сняли в это же время с этой же точки. Комментарии, как говорят в таких случаях, излишни.

HDR Выкл. HDR Auto, Normal HDR 1EV, Normal
HDR 2EV, Normal HDR 3EV, Normal HDR 1EV, High

Классический HDR с тремя экспозициями, снятый в RAW с этой точки и собранный в графическом редакторе:

-2EV 0EV +2EV

Активный D-Lighting

Это фишка всех зеркалок Nikon, мы тестируем данный режим каждый раз при работе над обзорами камер. И каждый раз работа этой функции вызывает недоумение – зачем? Особой разницы на фото не видно, а при обработке RAW в графическом редакторе можно легко достичь более интересных результатов. И ещё странный момент: на сырой файл эта функция влияния не оказывает, только на JPEG. Вернее, не совсем так: при открытии NEF в программе от Nikon, Capture NX-D, информация про Активный D-Lighting будет прочитана, и файл отобразится согласно заданным установкам этого параметра. Если же работать с данным NEF в любом другом редакторе, смысла пользоваться этой функцией нет, скорее есть смысл её отключить, чтобы не расходовать зря энергию.

Пример работы Активного D-Lighting

ADL AUTO ADL умеренный ADL нормальный
ADL усиленный ADL сверхусиленный ADL Выкл.

В данном примере фото с выключенным ADL выглядит намного более чистыми интересным, в то время как сверхусиленный режим добавляет на фото серую пелену.

Настройка параметров в меню

Снимаем в JPEG Настройка Активного D-Lighting Настройка HDR

Съёмка видео

Основные параметры видео настраиваются в меню перед съёмкой: качество и частота кадров (мы снимали 1920×1080 24p), номер карты памяти. Многие параметры можно настроить при переходе в режим видео, пока запись не стартовала. И некоторые параметры можно изменить прямо во время записи ролика.

Если установить творческий режим M и перейти в режим съёмки видео, но пока не стартовать запись, можно настроить многие параметры записи. На экране появится картинка, уже скадрированная под формат 16:9, что хорошо, а далее:

Что можно настроить:

Что настроить нельзя:

Если стартовать запись видео, то прямо во время съёмки ролика можно менять:

Встроенный микрофон монофонический, звук в ролике будет плоским, что совсем не украшает просмотр видео. Но самое сложное – настраивать диафрагму, ведь как не крути переднее управляющее колеса, толку ноль. И в полевых условиях, когда надо срочно снимать, ты начинаешь в спешке крутить разные колёсики и жать на все кнопки подряд, выставив в конце концов параметры наугад. Хорошо, если угадал.

Примеры съёмки видео на Nikon D610 приведены в нашем видеофильме

Интервальная съёмка – Time Lapse

Камера умеет снимать классический вариант интервальной съёмки – кадры через заданный фотографом промежуток времени. В этом случае на выходе мы получаем серию файлов, которые нужно будет собрать в видео ролик на компьютере в программе монтажа, например Adobe Premiere или Adobe After Effects.

Цейтраферная видеосъёмка – всё то же самое, только камера самостоятельно склеит финальный видеоролик, причем разрешение и частота кадров будут скопированы из настроек видеозаписи.

Важные моменты при съёмке Time Lapse

  1. При съёмке Time Lapse в обязательном порядке следует отключить автофокус! Если этого не сделать, камера будет при съёмке каждого нового кадра фокусироваться заново, что неминуемо приведёт к скачкам фокуса в ролике. Если при съёмке фото или даже видео это не заметно на глаз, то в случае с Time Lapse данный факт напрочь испортит ролик. И к тому же будет напрасно расходоваться заряд батареи. Пример неудачной съёмки приведён в нашем видеоролике – снимая вечерний ММДЦ «Москва-Сити», мы забыли отключить автофокус. Второй пример в ролике вышел более удачным, там мы отключили вообще всю автоматику.
  2. Ошибкой будет выбор режима приоритета выдержки или программного P – камера при съёмке каждого следующего кадра будет заново оценивать экспозицию и выбирать какую-то диафрагму, что неминуемо приведёт к смене яркостей от кадра к кадру, что в свою очередь приведет к мельканию в кадре. Диафрагма должна быть чётко задана.
  3. Лучше отказаться от автоматического выбора ISO, необходимо выбрать и установить нужное значение.
  4. Установить нужный баланс белого, только не автоматический. В пасмурный день это может быть тучка, в ясный – солнышко. В противном случаем баланс белого также может «гулять» от кадра к кадру, что неминуемо приведёт к скачкам цветового тона в ролике.
  5. Плавающая выдержка. Если выбрать приоритет диафрагмы, скажем, f/8, то камера будет каждый следующий кадр заново выбирать выдержку, удлинняя её по мере того, как будет темнеть вечером, и укорачивать её на рассвете. Снимая ярким днём это может опять-таки нанести вред ролику, если солнце спрячется за тучку, после чего снова выглянет и так далее – скачки яркости неизбежны. Или в кадре случайно окажется прохожий – для картинки это только добавит динамики, однако скачок яркости нам обеспечен.
Настрока интервальная съёмки Настрока цейтраферной съёмки

Мультиэкспозиция

Как и большинство современных зеркалок Nikon, D610 умеет снимать кадры в стиле мультиэкспозиции. Доступно наложение 2 или 3 кадров, при этом можно снимать в RAW. По умолчанию максимальное время между экспозициями составляет 30 секунд, это время можно увеличить с помощью пользовательской настройки c2 (Таймер режима ожидания). Так же, как и для HDR, в меню можно выставить Вкл. (серия) или Вкл. (один снимок) – в первом случае камера снимет одну мультиэкспозицию, и можно приступить к съёмке следующей, в то время как во втором случае после съёмки одной мультиэкспозиции камера сама переведет эту установку в режим Выкл.

Есть ещё такой параметр, как «Автоусиление». Этот параметр нужно настроить на свой вкус, инструкция не даёт никаких конкретных рекомендаций на этот счёт, за исключением того, что предлагает отключить автоусиление, если фон тёмный.

Съёмка в стиле мультиэкспозиции – непростая творческая задача. Если в случае с HDR можно хотя бы примерно представить себе, как будет выглядеть будущий кадр (например мысленно затемнить небо и высветлить тени на земле), при съёмке Time Lapse можно опять же мысленно ускорить движение облаков на небе или течение каких-либо событий, то в случае мультиэкспозиции представить себе будущий кадр неимоверно сложно.

Всем интересующимся мультиэкспозицией можно порекомендовать изучить работы мастеров, и начать можно с работ Константина Наумова, фотохудожника из Санкт-Петербурга. Предлагаем читателям решить эту творческую головоломку самостоятельно: присылайте в нашу галерею свои работы, с удовольствием обсудим результат.

Скоростная съёмка

CL – непрерывный низкоскоростной: пока спусковая кнопка затвора удерживается в нажатом положении, фотокамера записывает от 1 до 5 кадров в секунду. Частоту кадров можно выбрать с помощью пользовательской настройки d5 (Скорость съёмки в реж. CL).

CH – непрерывный высокоскоростной: пока спусковая кнопка затвора удерживается нажатой, фотокамера записывает до 6 кадров в секунду. Будет сделан только один снимок, если сработает вспышка.

Тестирование скоростной съёмки

Производитель заявляет, что Nikon D610 снимает серии со скоростью 6 кадров в секунду. При скоростной съёмке важную роль играет карта памяти, и медленная простенькая карта совсем не подойдёт. У нас недорогая карта памяти SDHC UHS-I Transcend SDHC 32Гб 300x Class 10 – она предлагает неплохие характеристики по скорости, и при этом весьма доступна по цене. Чтобы полностью раскрыть потенциал камеры, рекомендуем использовать более продвинутую карту, например Kingston SDHC/SDXC UHS-I U3 64Gb с характеристиками производительности до 90МБ/с (чтение) и до 80МБ/с (запись), UHS-I Speed Class 3 (U3) стоимостью 6390 рублей (по данным ЯМ на февраль 2015 г.).

В нашем видеоролике мы провели онлайн-тест скоростной съёмки. Мы установили в камере режим M, ISO 100, выдержку 1/125 и диафрагму F4,5 на фокусном расстоянии 85 мм, формат RAW, шумоподавление и прочие обработки в камере были выключены. Нажимаем на кнопку спуска – за пару секунд камера полностью забила свой буфер, после чего продолжала делать снимки по мере записи на карту, примерно 1 снимок в секунду. Пока идёт запись из буфера на карту, можно менять любые параметры, например установить ISO 800, выдержку 1/125, диафрагму 8 – и можно продолжить снимать уже с новыми параметрами, в то время как снятые ранее кадры пишутся на карту. С продвинутой картой памяти это будет происходить ещё быстрее.

Тихие режимы Q и Qc

В камере Nikon D610 есть два тихих режима съёмки – покадровый и непрерывный. По задумке инженеров эти режимы предназначены для тех случаев, когда не хотелось бы шуметь затвором фотоаппарата, привлекая к себе лишнее внимание. Например, фотографирование при записи интервью на видео, при съёмке в театре, когда фотографу разрешили снимать представление, но запретили шуметь и в других ситуациях.

Если в обычном режиме съёмки камера каждый раз для съёмки следующего кадра поднимает зеркало, открывает/закрывает затвор, после чего опускает зеркало, то в тихом режиме камера опускает зеркало на место только после того, как отпущена кнопка спуска затвора.

В нашем видеоролике мы провели онлайн-тест тихой съёмки и не наблюдали существенного снижения шума работы затвора. Мы установили тихий непрерывный режим съёмки – это делается поворотом нижнего колеса вот к этой буковке Qc, камера будет снимать примерно 3 кадра в секунду. Шум затвора был хорошо слышен, если вернуть обычный быстрый режим Ch – практически то же самое. Тихо поснимать не выйдет.

Picture Control

В режимах P, S, A и M можно выбрать Picture Control в соответствии с объектом или типом сюжета, в других режимах фотокамера выбирает Picture Control автоматически. Доступны следующие режимы:

Стандартный Нейтральный Насыщенный
Монохромный Портрет Пейзаж

Информацию о том, какой режим Picture Control был установлен при съёмке можно узнать при просмотре фотографии на мониторе камеры, либо при открытии файла в программе от Nikon – Capture NX-D. Данный снимок был сделан с установкой Standard:

Capture NX-D

Отображение информации на экранчике

Отображение различной информации на экранчике во время просмотра фотографий настраивается в меню и может быть весьма информативным. Переключение происходит с помощью нажатия колеса джойстика вних или вверх.

Аккумулятор

В камере установлен литий-ионный аккумулятор EN-EL15 ёмкостью 1900 мАч. Если не увлекаться режимом Live View, аккумулятора хватит на целый день с запасом, разработчики говорят примерно о 1000 кадров на одном заряде. Мы за время нашего тестирования смогли разрядить его полностью только часовой съёмкой Time Lapse на морозе -10 °С, и это после дня съёмок фото и видео. Для тех, кто хотел бы увеличить ресурс, выпущена батарейная ручка, с которой, кстати, будет удобнее снимать портреты.

Выводы

Nikon D610 – функциональная полнокадровая зеркальная фотокамера, которая способна обеспечивать хороший результат. Прекрасная эргономика, отличная матрица и разнообразные творческие настройки помогут сделать классные фотографии.

Те, кто привык строить кадр, используя экран, например новички, будут испытывать неудобства при изменении параметров в режиме Live View – результат на экране не отображается. Этот факт в обязательном порядке стоит иметь в виду до похода в магазин, чтобы не было разочарований после покупки.

Для увлекающихся съёмкой видео эта камера в принципе годится, однако, лучше обратить внимание на модель Nikon D750 – поворотный экран, 60p, раздельные настройки фото и видео, на 100% рабочее управление всеми параметрами, плавное изменение диафрагмы позволяют отдать предпочтение именно D750.

Оценки Nikon D610 по 10-бальной шкале от FotoExperts

  1. Эргономика – 9
  2. Меню настроек – 9
  3. Качество исполнения корпуса – 10
  4. Качество съёмки фото – 9
  5. Качество съёмки видео – 7
  6. Китовая оптика – 7
  7. Экран, видоискатель – 8
  8. Работа автофокуса, фото – 7
  9. Съёмка с высокими значениями ISO – 8
  10. Аккумулятор – 9

Итого: 83%. Камера подойдёт для любого вида съёмки фотографий, для работы в режиме Live View и съёмки видео лучше обратить внимание на старшие модели Nikon.

Найденные недочёты

В съёмке нам помогали

Напоследок немного бэкстейджа :-)

* * *

Приложение 1. Сравнение характеристик
Nikon D90 и Nikon D610

Изучая мнение коллег в интернете, мы заметили, что наиболее объёмные и острые дискуссии разгораются вокруг темы перехода на полный кадр именно с фотокамеры Nikon D90, а не с моделей D5300 или D7100. Это можно объяснить тем, что и D5300, и D7100 получились по-настоящему продвинутые и чрезвычайно удачные, они нисколько не уступают по своим потребительским качествам более старшим моделям, если не принимать в расчёт кроп-фоктор, ведь матрица у них не полнокадровая. С другой стороны, если уж менять свой проверенный временем и любимый D90, то уже на полный кадр, и самый доступный по цене вариант, правильно, – D610.

Сравнение основных характеристик Nikon D90 и Nikon D610

 
Nikon D90
Nikon D610
Дата анонса Август 2008 г. Октябрь 2013 г.
Матрица 12.3 Мп типа КМОП 23,6 х 15,8 мм 24,3 Мп типа КМОП 35,9 x 24 мм
Сглаживающий фильтр ДА ДА
Процессор EXPEED EXPEED 3
Автофокус 11-точечкая система АФ Nikon Multi-CAM 1000 с определением фазы TTL (включая один крестообразный датчик) 39-точечная система АФ Nikon Multi-CAM 4800 9 датчиков перекрестного типа; 33 центральные точки доступны при диафрагме менее f/5,6 и более f/8
Скорость съёмки 4,5 к/с 6 к/с 14 RAW в серии
ISO фото 100 – 6400 50 – 25600
Брекетинг АЭ 2 или 3 кадра с шагом 1/3, 1/2, 2/3, 1 или 2 EV От 2 до 3 кадров с шагом 1/3, 1/2, 2/3, 1, 2 или 3 EV
Видео AVI 1280х720, 24 кадра/с 640х424, 24 кадра/с 320х216, 24 кадра/с MPEG4/H.264 1920 x 1080; 30p, 25p, 24p. 1280 x 720; 60p, 50p, 30p, 25p Время записи: 29:59
Видоискатель Оптический (пентапризма), 96% покрытие кадра, увеличение 0,94x Оптический (пентапризма), 100% покрытие кадра, увеличение 0,7x
Вспышка ДА ДА
Экран Диагональ 3 дюйма, разрешение 920000 точек Диагональ 8 см; TFT с углом обзора 170°, покрытием кадра прибл. 100% и автоматической регулировкой яркости. Разрешение: 921000 точек (VGA)
Wi-Fi, GPS
Карты памяти Тип SD; SDHC 2 карты памяти Тип SD, SDXC и UHS-I
Аккумулятор Li-Ion EN-EL3e, 1500 мАч Li-ion EN-EL15, 1900 мАч
Размеры / вес 132,0x103,0x77,0 мм / 620 г 141 x 113 x 82 мм / 850 г
Цена body по данным ЯМ (февраль 2015 г.)* 22 345 руб. 75 990 руб.

* В связи с резкими колебаниями курса рубля в начале 2015 года
к приведенным ценам следует относиться как к информационным.

В Nikon D90 точно такая же история со сменой диафрагмы во время работы в режиме Live View – при вращении переднего управляющего колеса на экранчике значения диафрагмы изменяются, однако сама отображаемая картинка визуально не меняется вообще никак. Выходит, что это такая фишка зеркалок Nikon.

Поговорив с владельцем Nikon D90, который регулярно снимает на эту камеру более 3 лет, мы выяснили, что он не в курсе такого поведения своей техники. Проверив сей факт, он пожал плечами и заявил, что пользуется Live View только в двух случаях: 1) для более комфортного построения кадра при съёмке пейзажей со штатива и 2) для перемещения точки фокусировки при съёмке предметов на предметном столе и опять же для более вдумчивого и комфортного построения композиции кадра при такой съёмке. При этом параметры съёмки он выставляет заранее, ориентируюсь по верхнему экранчику.


© Константин Биржаков, Никита Биржаков, февраль 2015 г.
Все права защищены.
Все снимки в статье сделаны авторами.
Запрещено любое копирование любой части данного обзора в любых СМИ без письменного разрешения авторов.
Тест статьи защищён с помощью «Яндекс-оригинальные тексты»: Текст от 21.02.2015, 17:28

Комментарии
Maxx_D

Maxx_D :: 04 марта 2015

Спасибо. за статью и проделанную работу !
С большим интересом прочитал, т.к. хочу переходить с d7000 на ФФ и нахожусь в выборе модели.

Maxx_D, спасибо! Мы в марте протестируем D810, и будет ясна полная картина. Пока ощущения, что D610 и D750 очень и очень похожи, и разницы в качестве самих фотографий нет никакой. Удобство использования в D750 выше, у неё практически нет недочётов. Более широкая зона автофокуса, 51 точка, поворотный экран и съёмка видео – да, пользоваться D750 неоспоримо удобнее.

аРТЕМ (гость сайта) :: 17 июня 2015

По поводу активного D-Lighting вы проводили съемку в условиях пасмурной погоды, где освещенность объектов и так достаточно мягкая и равномерная, поэтому и не увидели результатов работы этой функции. Если бы действо происходило в солнечный день с жесткими переходами свет/тень - тогда результат был бы совершенно иным.

Вся идея в том, что в солнечный день можно снимать и так, без участия разных алгоритмов, результат будет классным и весёлым. Хотелось проверить алгоритмы в деле, когда сложно. И они не очень-то помогают. А вот съёмка с брекетингом позволила сделать более интересный снимок.

Artem58 :: 20 июня 2015

Я все же поспорю насчет этого. Суть функции в расширении динамического диапазона, чтобы выровнять картинку от яркого пересвета на освещенных участках и глубокого провала в тенях. А у вас условия съемки были таковы, что освещение и так достаточно равномерное, поэтому глубоких пересветов и теней в кадре не было.
Я прямо сейчас специально для примера сделал навскидку три кадра из окна, все в Jpeg с одинаковыми настройками, только в первой ADL выключен, во второй - авто, в третьей -...

Artem58 :: 20 июня 2015

Не до конца опубликовался комментарий. В общем первая - выкл, вторая - авто, третья - сверхусиленный.
http://s019.radikal.ru/i627/1506/2d/f096ab97b6b2.jpg
http://s010.radikal.ru/i311/1506/48/d5169b3219b3.jpg
http://s019.radikal.ru/i626/1506/2d/051f588c007d.jpg
С тем, что в редакторе можно сделать лучше - спорить не стану :)

Артём, не очень понял про редактор. Я имел в виду именно следующее – в сложную погоду алгоритмы не помогают, помогает съёмка трёх экспозиций с брекетингом и склейка HDR. Что и продемонстрировал. Вы это имеете в виду, говоря про редактор?

Ваш комментарий:
Смайлы Комментарий
Максимум 1000 знаков
Ваше имя: *
Ваш e-mail:
Не публикуется. Укажите e-mail, если хотите получить ответ редактора на свой комментарий
Повторите
секретный код:
 *